Всероссийская олимпиада школьников 3 класс математика. Подготовка к олимпиаде математика 3 класс

0

Конечно, слово «олимпиада» больше ассоциируется со спортивными состязаниями, но во время умственных турниров ребенок также показывает свои навыки и умения в одной из дисциплин. Начало такого образовательного движения было положено в 1934 году в одном из Ленинградских университетов. Сегодня за год в России проводится до 70 умственных состязаний разного уровня. Талантливые и способные ученики становятся участниками самых настоящих олимпиадных гонок. Давайте разберемся, что может дать третьекласснику участие в математических интеллектуальных боях и как лучше всего к ним подготовиться.

Виды олимпиад по математике

Современные олимпиады можно разделить на платные и бесплатные. К первым относятся состязания, где предусматривается внесение организационного взноса, оплаты бланков дипломов и самого участия. Такие олимпиады могут устраивать различные структуры, не имеющие отношения к образовательному процессу. В платных состязаниях есть свои плюсы, ведь участие – это своеобразный психологический опыт для ученика, когда поднимается самооценка и усиливается интерес к предмету.
Перечень бесплатных интеллектуальных боев утвержден Российским советом олимпиад школьников и проводится при поддержке Министерства образования и науки, органов местного самоуправления и субъектов федерации. Участие ученика в официальных олимпиадах — это своеобразный бонус для самого преподавателя. Таким учителям часто выплачивают премии и предусматривают повышение разряда при аттестации.
Самыми массовыми умственными турнирами считаются школьные олимпиады. В них принимают участие все желающие. А вот в муниципальные или региональные этапы попадают лишь те участники, которые удачно справились со школьным уровнем.

Участие в любом виде олимпиады – дело добровольное. Никто не может заставить ученика принять в ней участие.

school_foto24

Цель олимпиады по математике

Помимо популяризации математики как науки, олимпиада позволяет выявить одаренных детей, мыслящих нестандартно. Обычно их знания выходят за рамки школьной программы. Такие ученики в дальнейшем принимают участие в математических состязаниях на региональном и международном уровне.

48521778_5a68c74e892428-56106782

Что дает ученику участие в олимпиадах

Участие в олимпиадах максимально развивает интеллектуальные способности школьника, что в будущем поможет ему справиться с различными бытовыми и жизненными проблемами. Не секрет, что сложность олимпиадных заданий немного выше школьной программы, поэтому детский ум вынужден искать нестандартные решения. Мало просто заучить школьный материал, нужно научиться его применять в решении нетрадиционных задач, рассматривая материал под разными углами.
Любое участие, а тем более получение призового места, даст третьекласснику уверенность в себе и повысит его стрессоустойчивость. Способность перебороть личный страх и доказать другим свою значимость – немаловажный этап в жизни каждого ученика.

2_gruppa-mladshih-shkolnikov

Примеры заданий для олимпиады по математике 3 класс

Олимпиадные задания могут касаться арифметических ребусов, геометрических заданий и задач, имеющих творческие, логические и абстрактные пути решения. Обычно условие чётко сформулировано и имеет ряд школьных математических терминов. Давайте рассмотрим некоторые примеры.

Ящик с мандаринами весит 35 кг. После продажи половины цитрусовых его вес стал 21 кг. Определите вес тары.

Вес мандарин с ящиком составляет 35 кг: ман.+ ящ.= 21 кг.

ман.+ ман.+ ящ.= 35 кг.

35 — 21 = 14 кг (половина)
14 + 14 = 28 кг (все мандарины)
35 — 28 = 7 кг (вес всего ящика)
Ответ: 7 кг.

Реши уравнение х + 32 = 64

Ответ:
х + 32 = 64
х = 64 — 32
х = 32
32 + 32 = 64

Ответ : 32

За контрольную по математике три девочки Катя, Света и Маша имеют разные отметки. Причём у Светы не «3», а у Маши не «3» и не «5». Какую отметку имеет каждая из девочек?

У каждой из девочек разные отметки. Первое на что следует обратить внимание при решении — это то, что у Маши оценка не «3» и не «5», т.е. девочка получила четверку. Остаются отметки «5» и «3». Если у Светы не «3», значит у нее «5», а у Кати – тройка.
Ответ: Маша – «4», Катя – «3», Света — «5». 

Наглядный пример решения задания.

ocenki

Решения заданий для олимпиады по математике 3 класс, подробно пояснить понятным детям языком

Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждая сторона будет увеличена в четыре раза?

Геометрический метод: для наглядности на листе рисуют квадрат. Отличие данной фигуры от других в том, что она имеет равные стороны. Схематически увеличивают стороны квадрата в четыре раза. В большом новом квадрате разместится 16 площадей, т.е. в 16 раз.

Алгебраический метод: Например, квадрат имеет сторону а. Его площадь измеряют по формуле:

S = а х а (исходный квадрат). Увеличенные в 4 раза стороны будут иметь новую площадь:

S = 4 a x 4 a = 4 х 4 х а х а =16 х аа, т.е. в 16 раз.

Ответ: в 16 раз

ploshhad

Мария и Максим живут на одной улице. Из дома до школы мальчик добирается за 12 минут, а на дорогу от дома до школы и обратно Мария тратит 8 минут. Во сколько раз скорость Марии превышает скорость Максима.

Хитростью в решении данной задачи есть то, что мальчик тратит 12 минут только до школы, а девочка идет туда и обратно, т.е. расстояние в две стороны Максим преодолевает за 12 + 12 = 24 минуты. Мальчик идет медленнее в 3 раза: 24 : 8 = 3

Ответ: в 3 раза

Ирина с бабушкой суммарно собрали 30 грибов. В каждом из 12 грибов встречается одна лисичка, а среди 20 грибов оказывается один опенок. Сколько лисичек и опят собрали Ирина с бабушкой в лесу?

В каждом из 12 грибов, т.е. любые 12 = 11 опят + 1 лисичка.
лисичек <= 11
Среди 20 грибов есть 1 опенок, т.е. 20 = 1 опенок + 19 лисичек.
опят <= 19
Только, если лисичек будет 11, а опят 19 суммарно они дадут 30 грибов.

Ответ: 11 лисичек и 19 опят

griby

Вес 2 огурцов равен 4 помидорам, а 3 репы аналогичны по весу 2 помидорам. Сколько помидор нужно опустить на чашу, чтобы их вес был равен 6 репам и 1 огурцу?

Для начала необходимо определить, сколько помидоров заменят 1 огурец: 4 : 2 = 2 помидора.
1 огурец = 2 помидорам,
3 репы равны по весу 2 помидорам, т.е. 6 реп = 2 х 2 = 4
6 реп = 4 помидорам.
В общей сложности на весах должно быть 2 + 4 = 6 помидоров.

Ответ: 6 помидоров

pomidory3

Класс с учительницей отправился на прогулку в парк. Если посадить детей по 3 человека на лавку, 2 скамейки останутся свободными, а если разместить их по 2 человека, то 7 учащихся останутся без места. Сколько всего детей отправилось в парк?

В первом случае получается по 3 человека на лав.+ 2 своб. лавки, а во втором — по 2 человека + 7 человек.
Будем решать задание методом перебора. Пусть класс состоит из N человек, N:3 и N:2+7. В нашем случае число должно делиться без остатка на три и, при отнимании 7,  на 2. Обычно в школах меньше 20 человек в классе не учится, пусть в нашем случае их будет 21.
21 : 3 = 7 лавочек (+2 свободных) = 11 лавок
От 21 отнимаем стоящих учеников: 21 — 7 = 14
14 : 2 = 7 лавочек
Что в первом, что во втором случае у нас должно получиться равное количество лавок, но это не так, поэтому берем другое число.
Например, число 33.
33 : 3 = 11 лавок + 2 свободные = 13 лавок
33 — 7 = 26
26 : 2 = 13 лавок
Теперь количество лавок совпадает, т.е. в классе учится 33 ученика.
Эту задачу проще решить методом уравнения, когда количество лавок принимают за х, но такой способ в третьем классе еще не проходят.
Ответ: 33 ученика

lavka

Олимпиада найди ошибку 3 класс математика

Определите пример, в котором деление с остатком выполнено неверно.

а) 18 : 2 = 8 (ост. 2)
б) 29 : 4 = 6 (ост. 5)
в) 26 : 8 = 3 (ост. 4)
г) 33 : 9 = 3 (ост. 6)

Найди и укажи правильный вариант ответа: 66 дм 2 см – 55 дм 8 см = ?
а) 11 дм 4 см;
б) 10 дм 4 см;
в) 12 дм 2 см.

Найди ошибку:

а) 1 ч 15 мин = 95 мин;
б) 3 сут = 72 час;
в) 3 мин = 180 сек.

Определи ошибочное мнение:

а) 1/3 часа = 20 мин;
б) 1/12 года — 1 месяц;
в) 1/4 суток — 12 часов.

Укажи ошибку:

Дано: А + В = М, значит
а) А + М = В
б) В + А = М
в) М — А = В
г) М — В = А

1517306875_neudovletvoritelnye-ocenki_1

Олимпиада по математике 3 класс змейка, показать решение на примере понятным для детей языком

Распространенным заданием математических олимпиад для третьеклассников есть прохождение змейки по лабиринту, исходя из намеченного маршрута.

e0ffa69ead5586a2f77aed7b1070579f

Решается оно не подбором, а чисто логическим путем. Изначально определяют финишные и финальные отрезки пути.15456590348218b704c5410ab247babe

В первой клетке змейка не может сразу опуститься вниз, т.к. вверху стоит единичка. Ее путь должен обязательно повернуть вправо на три клетки. Из верхней третьей клетки опуститься вниз змейка не может, нужно учесть боковые значения. В третьей ячейке примыкающее возвращается на одно деление влево, вниз и только потом соединяется с финальной точкой.f4ca6adce102439caabf0a8bab76e470

Тест олимпиада по математике 3 класс

Казалось бы, что тестовые задания самые простые, но и они имеют свои подвохи. Просто угадать ответ возможно, но такие случаи бывают крайне редко.

Найди закономерность и вставь необходимое число:
24, 21, … , 15, 12.
ответ: 18

Как известно, на руках 10 пальцев. Сколько их на 10 руках?
а) 20;
б) 50;
в) 100.

В комнате спрятались две кошки. Каждое животное имеет по две левые и правые лапы, по две передние и две задние. Сколько всего ног у спрятанных животных?
а) 8;
б) 16;
в) 18.

Число 49 больше 7 в … раз.
а) в 6 раз;
б) в 7 раз;
в) в 9 раз.

Периметр квадрата равен 36 см. Чему равна сторона?
а) 4 см;
б) 6 см;
в) 8 см.

Определите ряд, где числа расположены в порядке возрастания.
а) 325, 421, 420, 524, 605, 723, 988
б) 113, 202, 322, 475, 526, 807, 899
в) 105, 288, 395, 356, 452, 705, 894

Дайте правильный ответ, не вычисляя:
а) 987 – 258 = 987 – 259
б) 987 — 258 < 987 – 259
в) 987 – 258 > 987 – 259

Вместо пропусков необходимо вставить следующие цифры: ( … + …) х 4 = 12 + 32
а) 4 и 6;
б) 3 и 8;
в) 6 и 9.

1/5 часа равна:
а) 20 минут;
б) 12 минут;
в) 25 минут.

Площадь прямоугольника, имеющего стороны 2 и 9 см составляет:
а) 11 кв.см.
б) 18 кв.см.
в) 7 кв. см.

Schoolboy answer on question

Приведенные выше математические задания могут немного отличаться год от года. Помните, что постоянная тренировка логического мышления и усердие обязательно принесут свои плоды.

Об Авторе

Оставить комментарий