Свежий воздух для ребенка полезен, но не все дети хотят на прогулке копаться в песочнице или кататься на качелях. Разнообразить прогулку помогут сюжетно-ролевые игры.
Содержание статьи
Сюжетно-ролевые игры на прогулке
Дети любят примерить на себя роль взрослого. Обязательно в ролевые игры необходимо играть с детьми от трех до шести лет. Для начала необходимо подбросить ребенку роль. Когда малыш уже стал воином или поваром, ненавязчиво проведите его через сюжет. Пусть защищает страну и договаривается с завоевателями. Или ходит за покупками и на работу. Сюжеты игр могут быть разнообразными и зависеть от увлечений ребенка, быта семьи и привычек детей. В таких играх важно, чтобы она отображала то, что вы пытаетесь в дальнейшем привить ребенку.
Картотека сюжетно-ролевых игр на прогулке
- Самолеты – дети превращаются в маленькие самолеты, заправляются, взлетают и приземляются.
- Садоводы-огородники – становятся фермерами, поливают овощи, собирают фрукты, удобряют землю.
- Ученые – слушают пение птиц, зарисовывают необычные растения, следят за бабочками.
- Дорожное движение – ребята превращаются в светофор, автомобили, автобусы, пешеходов, велосипедистов.
- Природа – дети превращаются в элементы природы: цветочки кружатся и растут, речка бежит, тучка набегает и приносит дождик.
- Ферма – дети представляют себя фермерскими животными.
Сюжетно-ролевая игра младшая группа
- Детский сад. Воспитатель по саду проводит для детей экскурсию. Внимание детей обращает на количество групп, взрослые заботятся о детях и каждый имеет свою задачу: повар еду готовит, воспитатель дает знания, няня убирает. Распределяет детям роли музыкального работника, воспитателя, повара. Повара из игрушечных овощей и кастрюли готовят суп, няня убирает, а воспитатели принимают детей (кукол) в сад.
- Семья. Начинается с наблюдения поведения воспитателя и няни, как они за детьми ухаживают. Воспитатель обращает внимание на мам с детьми: как они ведут себя, гуляют, играют, дают перекусы. Воспитатель приносит большую куклу, предлагает детям за ней поухаживать. Ее переодевают, кормят, катают в коляске, помогают кататься на качелях. Детей просят для эффективности распределить роли: пока мальчики посуду моют, девочки умывают куклу и укладывают спать. Если есть ребята, не включившиеся в игру, достаточно спросить: «Кто хочет быть мамой Оли? А воспитателем?»
- Поездка. Воспитатель сообщает, что у нее есть круглые предметы-рули. Интересуется, кто хочет побыть водителем. Спрашивает ребенка, куда он приедет и что привезет: «Вадим – водитель грузовика, привезет хлеб в магазин», «Ваня – водитель автобуса, он везет детей в сад». Если ребенок растерялся – нужно подсказать «Игорь, привези мне кирпичи для строительства дома». Предлагает всем вместе поехать в цирк. Для этого из кубиков строится имитация автобуса, впереди водитель, остальные – пассажиры.
- Лиса. Воспитатель детям сообщает, что она – лиса. Просит обратить внимание, какие у нее ушки и пушистый хвост. Посвящает детей в свою жизнь, рассказав, что ест, где живет, чем занимается (ловит добычу, играет с лисятами). Говорит, что ее детки выросли, а играть не с кем. Предлагает ребятам стать ее лисятами. Просит детей показать ушки, хвостик. угощает хлебушком лисички (булка). Лиса с лисятами осматривают двор в поисках норки, куда лисята станут складывать свои запасы (камешки, цветы).
- Ветер и листья. Воспитатель ребятам показывает, как листочек плавает в луже или летит по ветру, просит поискать, что прячется под листочком. Ребята собирают листья, воспитатель их помещает в сквозной проем, где те трепещут на ветру. Педагог обращает внимание, что листики умеют кружиться, летать. Потом спрашивает у детей, кто дует на листики «Ты, Миша? Может Таня? Нет, это ветер дует на листочки и так с ними играет. Давайте поиграем. Я – ветер веселый, буду дуть, а вы – летать, кружиться и оседать на землю».
Сюжетно-ролевая игра средняя группа
- Космический полет.
Детям предлагается совершить космический полет. Дети обсуждают будущий проект, уточняют свои роли (кто наблюдает и контролирует с земли, а кто будет в космосе, кто будет фотографировать, контролировать здоровье и проч.). Проводится диалог во время полета: космонавты рассказывают о самочувствии и видах, центр управления задает вопросы. Сюжет можно развить, сделав вид, что корабль поломался, встретился с инопланетянами или сел на неизвестную планету. - Уборка урожая.
Детям воспитатель показывает булку или хлеб, спрашивает, откуда он появился. Просит ребят распределить роли между собой: водитель, комбайнер, механик, повар. Сначала комбайнер убирает зерно в бункер. Потом водитель автомобиля доставляет его на элеватор. Потом повар готовит горячий хлеб и отвозит комбайнерам. - Ферма с животными.
Сначала дети строят ферму, потом распределяют роли доярок, ветеринара, пастухов. Пастух пасет коров, доярки приходят, чтобы надоить молока. Одна жалуется, что заболела корова. Ветеринар осматривает животное и назначает лечение. - Ярмарка.
Воспитатель у детей интересуется, какие овощи и фрукты созревают осенью. Потом предлагает ребятам продать урожай. Продавцы должны описать свой товар так, чтобы его захотелось купить. Покупатели общаются с продавцами, торгуются. - ПДД.
Детям примеряют роли автомобилей и автобусов. Другие – пешеходы. В центре стоит светофор, показывает цвета, а ребята двигаются соответственно.
Сюжетно-ролевая игра прогулка в осенний лес
Воспитатель: Дети, загадку отгадайте.
Давайте посетим осенний лес. Физкультминутка:
Пришли. Посмотрите, как в осеннем лесу красиво!
Дети рассматривают иллюстрации по теме.
Воспитатель: Пройдитесь по дорожкам и послушайте, как под ногами шуршат листочки. Произнесите «шуррр». А теперь погреем наши замерзшие пальчики:
Воспитатель: Присядем на лесной поляне (садятся на стулья, выстроенные полукругом). Я загадаю загадки.
Воспитатель: С вами хотят играть лесные жители. Давайте с медведем поиграем.
Воспитатель: А как мишка спит в берлоге? А как к зиме готовится, знаете? Он находит уютное место, выкладывает листьями берлогу и засыпает. Запасов жира под кожей хватает, чтоб не есть до весны. Теперь поиграем с волком. Как он к зиме готовится? Осенью еще больше шерстью обрастает, ищет корм: зайцев, барсуков.
Воспитатель: А зайчик осенью к зиме как готовится? Линяет, меняет шерсть и цвет. Питается ветками и корой.
Лесным зверятам понравилось играть с вами.А вам в лесу понравилось?
Сюжетно-ролевая игра прогулка зима
Воспитатель: Ребята, кого вы можете зимой в лесу встретить. Дети отвечают.
Воспитатель: А как называют животных, что в лесу живут? Верно, дикие. Ведь они сами строят домики и добывают пищу. Давайте возьмем угощения и пойдем в зимний лес. На чем доберемся?
Дети: На автобусе. Садятся на стулья.
Воспитатель: Приехали. Чувствуете, как легко дышится? Дыхательная гимнастика. Обратите внимание на следы. Знаете, чьи они? Ребята, напомните правила, которые следует соблюдать в лесу.
Дети на «автобусе» возвращаются обратно в сад.
Важно продумать содержание игр заранее, начиная от сборов на прогулку, до самой игры. Имейте в виду, что некоторые дети долго включаются в роль, поэтому подготавливайте к этому ребенка еще в момент сборов на улицу.