Детские рисунки на тему моя семья, методика, интерпретация, карандашом, красками, поэтапно. Счастливая семья в рисунках детей, в сад, в школу, на конкурс

0

Тема «Моя семья» — в списке обязательных в программах обучения изобразительному искусству в детских садах и школах. По мнению психологов, рисуя портрет семьи, ребенок невольно приоткрывает внутренний мир, переживания и эмоции. Анализируя детские рисунки, можно понять, как маленький человек воспринимает семью и себя в ней, комфортно ли ребенку, доверяет ли он родителям, есть ли проблемы в отношениях. Возможные интерпретации детских рисунков на тему «Семья», а также поэтапные инструкции по рисованию семьи карандашом и красками — в нашей статье.

Методика рисунок семья

test-8

Психологический тест «Нарисуй семью» разработан не столько для анализа личностных качеств каждого из членов семьи и самого ребенка, сколько для оценки внутрисемейных отношений в целом, выявления скрытых конфликтов и неблагополучия. В основе методики — способность ребенка в процессе творчества невольно, на символическом уровне, выразить свои эмоции и ощущения.

К примеру, ребенок может страдать от недостатка родительского внимания и доверия, чувствовать себя нелюбимым и неважным для взрослых, испытывать страх, обиду или гнев по отношению к кому-либо из членов семьи. Если по тем или иным причинам он не выражает свои тревоги и эмоции словами, то, рисуя семью, может сделать это подсознательно. Результатов теста порой оказываются неожиданными даже для тех семей, которые считаются благополучными во всех отношениях.

Как проводят тест? Детям выдают принадлежности для рисования: альбомный лист и набор цветных карандашей — и предлагают изобразить семью. Согласно методике, карандаши должны быть только 6 основных цветов: синего, зеленого, красного, желтого, коричневого и черного. Тематика рисунка «Семья» — абсолютно свободная, без четкого сюжета. То есть более узкие темы: «Счастливая семья», «Дружная семья», «Семья на отдыхе», «Семейный праздник» — для этого теста не так информативны.

Никаких дополнительных объяснений желательно не делать. Пытаться помочь маленькому художнику определиться с сюжетом, исправить какие-то недочеты в рисунке, делать замечания, давать советы или задавать вопросы также не стоит. Пусть ребенок изобразит семью и себя в ней, именно так, как представляет и чувствует сам.

В идеале лучше оставить ребенка, пока он рисует, наедине с самим собой, не мешать. Чем свободнее и раскрепощеннее он будет себя чувствовать в процессе творчества, тем более интересным, откровенным и информативным получится рисунок. Если вопросы задает сам ребенок (к примеру, «Что нарисовать?» «Как нарисовать?»), старайтесь отвечать спокойно и немного уклончиво («Нарисуй, как сам хочешь, как сам видишь, представляешь…»).

Когда рисунок готов, его анализируют по списку критериев, о которых расскажем ниже, в разделе «Рисунок на тему «Моя семья», пояснения». Сделать это могут как родители, так и психолог в детском саду либо школе. При необходимости расшифровать изображение более подробно, выяснить те или иные детали с детьми проводят небольшую беседу и задают ряд уточняющих вопросов. Проводить тест можно с 4—5 лет.

Рисунок на тему моя семья, пояснения

shutterstock_660275842

Профессиональные психологи анализируют детские работы на тему семьи сразу в трех направлениях: исследуют обобщенную структуру рисунка, особенности изображения членов семьи и надписи и собственно процесс рисования.

На что обращают внимание, интерпретируя детские рисунки «Моя семья»:

  • на последовательность рисования;
  • на сюжет, дополнительную тематику рисунка;
  • на общую цветовую гамму, цветовые предпочтения ребенка;
  • на моменты пауз в процессе рисования, их длительность;
  • на то, какие фигуры ребенок стер либо нарисовал заново;
  • очередность изображения членов семьи и себя;
  • размеры и пропорции фигур людей, расстояние между ними;
  • особенности прорисовки отдельных лиц, фигур, деталей внешности;
  • место расположения на рисунке самого ребенка, нарисовал ли он себя;
  • на выдуманных, не существующих в реальности, «членов семьи»;
  • на то, кого из родных ребенок осознанно или случайно забыл изобразить;
  • на фон рисунка, дополнительные объекты и предметы, изображенные на нем.

Какие уточняющие (и дополнительные) вопросы можно задать ребенку:

  • Скажи (подпиши), кого ты нарисовал(а), кто это? 
  • Почему ты решил(а) нарисовать нас именно на море (на празднике, на даче)?
  • Что мы делаем на рисунке? Кто это придумал? Кому принадлежит этот предмет?
  • Нам на твоем рисунке весело или мы скучаем? 
  • Ты нарисовал(а) себя с подарком (мячом, игрушкой)? Чей это подарок?
  • Где на рисунке ты (брат, мама, папа, бабушка и т. д)?
  • Почему ты решил(а) не рисовать сестру (дедушку, дядю и т. д)? Забыл(а) или не захотел(а)?
  • Кто на твоем рисунке самый веселый и счастливый? А кто грустит? Почему?
  • Представь, что у тебя есть три билета в цирк. С кем из нас ты хотел бы пойти на представление?
  • Вообрази, что ты попал(а) на необитаемый остров. С кем из нас тебе не страшно было бы там жить?
  • Тебе подарили лото. В нашей семье пять человек, а играть могут только четверо. Кто не будет играть?
  • Ты мастеришь из конструктора самолет и дело не ладится. Кого ты захочешь позвать в помощники?

Интерпретация рисунок семьи

mama-razgovarivaet-s-dochkoi-01

Варианты интерпретаций детских рисунков на тему «Семья»:

Члены семьи на рисунке стоят близко друг другу и держатся за руки. Все персонажи заняты общим делом или игрой. На лицах — улыбки, черты внешности прорисованы ярко и выразительно. Можно сделать вывод, что в семье царят взаимопонимание и общность интересов. Ребенок считает ее единой, крепкой и дружной. Но возможно, таким образом он лишь показывает, какой желал бы видеть свою семью.

moyasemya1

Несколько фигур изображены вплотную друг к другу, остальные — чуть поодаль. Вероятно, так юный автор рисунка представляет себе взаимоотношения в семье. Стоит обратить внимание, в какой группе ребенок нарисовал себя.abb43be5a687cf4def61b8bb3a37adbff5944614

Один из членов семьи нарисован на расстоянии от других. Очевидно, что и в реальной жизни этот человек держится особняком, дистанцирован от семейных проблем и интересов самого ребенка. При этом, если черты его лица и прочие детали внешности прорисованы достаточно подробно и четко, можно предположить, что этот человек значим для ребенка.

screenshot_4

Подписывая рисунок, одного из членов семьи ребенок не называет по имени. Отвечая на вопрос, кто изображен на рисунке, ребенок называет старшего брата, к примеру, Олежкой, а сестру — просто младшей сестрой. Несложно понять, что к брату он относится гораздо дружелюбнее, чем к сестре.

На рисунке — мало людей, но довольно много предметов. Напрашивается вывод о недостаточной привязанности ребенка к семье, о том, что в его ближайшем окружении материальные ценности превалируют над духовными. Не все так однозначно. Возможно, в сознании маленького художника мир вещей пока преобладает над эмоциями. А быть может, таким образом он попросту сообщает о своих желаниях.

Ребенок не нарисовал одного или нескольких членов семьи. Это свидетельствует о явных либо подсознательных негативных чувствах, которые он испытывает к этим людям: страхе, обиде, ревности. К примеру, «забывая» изобразить на рисунке брата, сестру, которым, по мнению ребенка, достается больше родительской любви и заботы, он как бы отрицает их присутствие в семье.

На рисунке отсутствует сам ребенок. Возможно, автор испытывает сложности с самовыражением в собственной семье, не чувствует эмоциональной привязанности, собственной значимости, не ощущает в полной мере родительской заботы и любви.

Юный художник нарисовал только себя. Если персонаж крупный, яркий, черты лица прорисованы четко, рисунок может свидетельствовать об эгоцентризме ребенка, уверенности в собственной значимости в семье. Если же фигурка мелкая, изображена в темных или невыразительных тонах, это указывает на то, что автор рисунка ощущает одиночество, покинутость и отверженность. Такие эмоции нередко испытывают первенцы вскоре после рождения младшего брата или сестры.

screenshot_3

И дети, и взрослые на рисунке — примерно одинакового роста. При этом себя самого ребенок зачастую изображает выше остальных. Так проявляется чувство соперничества, конкуренция за родительскую (чаще — материнскую) любовь с сестрами, братьями, другим родителем.

_fe07bd587ddd572de93dd5df729b2650

Один из персонажей — заметно выше остальных. Так дети изображают наиболее властных, значимых и авторитетных для них членов семьи, обычно — одного из родителей, бабушку либо дедушку. «Кто выше, тот и главный», — примерно так рассуждает при этом ребенок.

screenshot_2

Братья/сестры изображены на расстоянии от фигуры автора рисунка. Также они могут быть нарисованы между другими членами семьи либо отграничены предметами. Это сигнал о проблемных, конфликтных отношениях детей, соперничестве за родительское внимание.

risunok_test

Персонаж прорисован резкими штрихами, прерывистыми контурами, с сильным нажимом. В изображении преобладают мрачные, темные, невыразительные тона. Можно предположить, что этот член семьи вызывает у ребенка тревогу, негативные эмоции, подавляет его, проявляет агрессию.

Рисунок моя семья карандашом, пошагово

Что подготовить для карандашного рисунка:

  • альбомный лист А4;
  • 2 простых карандаша — средней твердости и мягкий;
  • небольшую линейку;
  • ластик.

Последовательность рисования семьи их трех человек:

Этап 1. Карандашом средней твердости нанесем схематические контуры лиц персонажей рисунка. Это будут овалы соответствующих размеров. Нажим на карандаш должен быть очень легким. Вначале изобразим лица мамы с папой — большие овалы. Между ними оставим промежуток для лица ребенка. Его в виде более округлого овала дорисуем в последнюю очередь.

Этап 2. Так же схематически с помощью геометрических фигур — прямоугольников и окружностей — наметим очертания туловищ, рук и ног мамы, папы и ребенка.

screenshot_11

Этап 3. Детализируем рисунок. Мягким карандашом, следя за пропорциями, тщательно прорисуем черты лиц. Изобразим контуры фигур, волосы и одежду персонажей. Для того чтобы пропорции лиц получились правильными, с помощью линейки можно сделать вспомогательную разметку — провести одну вертикальную линию по центру и две горизонтальные, которые разделят овал на приблизительно равные части. По завершении работы разметку нужно аккуратно стереть.

screenshot_10

Этап 4. Завершим рисунок. Абрисы лиц и туловищ, сгибы рук и ног обозначим мягким карандашом более отчетливо. Складки одежды легко заштрихуем. Аккуратно растушуем контуры. Чтобы придать картинке объем, штриховкой различной насыщенности обозначим тени и полутени. Лишние штрихи и линии сотрем ластиком.

screenshot_12

Рисунок счастливая семья, пошагово красками

screenshot_5

Что подготовить для рисования:

  • альбомный лист А4;
  • линейку для разметки пропорций рисунка;
  • простой карандаш средней твердости;
  • набор акварельных красок либо гуаши;
  • кисть.

Последовательность работы:

Шаг 1. Карандашом наметим основные элементы будущего рисунка. Овалами обозначим контуры лиц, прямоугольниками и прямыми линиями — туловища, руки и ноги всех персонажей. По центру овалов проведем едва заметную вертикаль, после чего разделим ее на три приблизительно равные части горизонтальными линиями. Разметка поможет изобразить черты лиц правильно и пропорционально.

screenshot_6

Шаг 2. Детализируем картинку. Нарисуем персонажам прически, брови, глаза, носы, уши, губы. Прорисуем абрисы лиц и фигуры более жирно и четко, после чего линии слегка растушуем. «Оденем» и «обуем» всех изображенных на рисунке членов семьи.

screenshot_7

screenshot_8

Шаг 3. Оформим, если нужно, фон и дальний план рисунка. Удалим все лишние линии и разметку ластиком.

Шаг 4. Раскрасим подготовленный набросок акварелью, масляной пастелью либо гуашью.

screenshot_9

Рисунок дружная семья глазами детей, фото

dsc_03471

img_7653_0

Рисунок семьи в сад, пошагово с фото

screenshot_9

Прежде чем ребенок начнет рисовать, желательно провести с ним недолгую подготовительную беседу. Предложите посчитать, сколько человек в семье. Помогите определиться с тематикой рисунка: спросите, что будут делать люди на картинке, будут ли они веселыми, будут ли держаться за руки, какой будет погода и т. д.

Что подготовить:

  • альбомный лист А4;
  • контурный фломастер либо простой карандаш;
  • набор масляной пастели, акварельные краски или гуашь.

Основные этапы рисования:

Шаг 1. Нарисуем овалы — контуры лиц персонажей картинки. Для удобства из плотного картона можно вырезать шаблоны. Если в семье четыре человека, посоветуем изобразить маму с папой в центре, а детей — по обе стороны от родителей. На рисунке семьи из троих человек ребенка предложим нарисовать между фигурами взрослых.

Шаг 2. Изобразим туловища и ноги. Нарисуем руки, пусть родители и дети крепко держатся за руки. Детализируем картинку — нарисуем героям рисунка глаза, носы, губы, волосы, одежду и обувь.

Вначале изобразим маму с папой:

screenshot_1

screenshot_2

screenshot_3

screenshot_4Затем — брата и сестру:

screenshot_5

Шаг 3. Под ногами персонажей проведем волнистую линию — наметим контуры травы. В центре листа изобразим большой зонт. Вверху нарисуем красивые облака, в уголке — лучистое солнце.

screenshot_6

Шаг 4. Предложим ребенку раскрасить рисунок пастелью либо красками. Зонтик посоветуем сделать ярким, с разноцветными секторами; траву — цвета сочной зелени, облака — лазурными, солнце — ярко-желтым. От этого картинка станет красочной, жизнерадостной и веселой.

screenshot_8

Детский рисунок моя семья, поэтапно

Предлагаем вам просмотреть короткий видеоурок, который даст наглядное представление обо всех этапах создания детского рисунка на тему «Моя семья».

Рисунок дерево семьи в школу

depositphotos_104951208-stockillustratie-stamboom-met-portretten-van-leden

На рисунках «Моя семья» дети обычно изображают ближайших родственников. Для работы «Семейное дерево» потребуется предварительная подготовка. Побеседуйте с ребенком, запишите имена всех близких, дальних и уже ушедших членов вашей семьи. Постарайтесь найти их фото, распечатайте на принтере, вырежьте и наклейте на эллипсы, кружочки или квадратики из картона. Не забудьте написать под фотографиями имена.

Что подготовить для рисования:

  • альбомный лист А4;
  • распечатанные на принтере фото членов семьи;
  • простой карандаш средней твердости;
  • набор цветных карандашей или пастельных мелков, акварели, гуаши;
  • ластик.

Этапы рисования семейного дерева:

Шаг 1. Подготовим фон рисунка. Для семейного древа лучше всего подойдет голубой. Нанесем его на бумагу пастелью, восковыми мелками либо разведенной в воде акварелью. Продолжим работу после того, как краска высохнет.

Шаг 2. Нарисуем карандашом дерево. Прежде всего изобразим ствол. Прорисуем контуры ветвей и корни. Обозначим крону. Ствол сделаем широким и массивным. Крону — пышной. Они будут символизировать прочность, силу и надежность семьи.

wedding-tree_-brown_

Шаг 3. Контуры семейного дерева слегка растушуем. Лишние линии и штрихи удалим ластиком. Раскрасим рисунок. Ствол и корни окрасим в коричневые тона, крону сделаем изумрудной. Листья прорисуем хаотичным частыми мазками или насыщенной зигзагообразной штриховкой. Добавим, если нужно, дополнительные детали к рисунку: траву, облака, птиц.

image_primary_09fb0372-1537-4a80-bbe3-6cd706de8a0f

Шаг 4. Когда краска на рисунке высохнет, наклеим на крону фотографии всех членов семьи с именами.

kisspng-paper-genealogy-family-tree-family-history-cartoon-tree-genealogy-5aaa7bde3c7349-9513083115211222702476

Сделаем это следующим образом: внизу кроны, по обе стороны от центральной оси, — старшие родственники, выше — следующие поколения. Справа разместим фото родных по отцовской линии, слева — по материнской.

Конкурс рисунков моя семья, фото

3

img_7675-1024x714

sm_full

orig-1

2614

Желаем успехов и вдохновения в совместном семейном творчестве!

Об Авторе

Оставить комментарий