Городские оздоровительные лагеря дневного пребывания — отличное подспорье на время летних каникул для работающих родителей. Днем школьники под присмотром опытных воспитателей посещают выставки и музеи, участвуют в спортивных соревнованиях и увлекательных конкурсах, квестах и викторинах, играют в развивающие игры, занимаются творчеством, а к вечеру возвращаются домой.
Содержание статьи
Направления лагерей дневного пребывания
В зависимости от приоритетных направлений организации досуга различают лагеря:
- традиционные оздоровительные;
- спортивные;
- языковые;
- творческие;
- туристические;
- военно-патриотические;
- тематические — математические, исторические, географические и другие.
Оздоровительные городские лагеря дневного пребывания организуют в помещениях общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, центров социальной реабилитации. Программа оздоровительного лагеря универсальна, то есть не имеет узкой тематической направленности.
Спортивные детские лагеря с дневным пребыванием работают на городских спортивных базах и комплексах. Спортивный летний лагерь с дневным пребыванием может быть как узкопрофильным (к примеру, для юных футболистов, фехтовальщиков, пловцов), так и многопрофильным (для ребят, увлекающихся различными видами спорта).
Языковые лагеря дневного пребывания помогают школьникам закрепить знание иностранных языков, развить навыки свободной разговорной речи. Программы детских лагерей этого типа рассчитаны на углубленное усвоение одного либо нескольких языков, общение с носителями языка, активные разговорные практики. Занятия в языковом летнем лагере ничем не напоминают привычные школьные уроки. Их проводят по инновационным методикам в увлекательной игровой форме: в виде интересных викторин, олимпиад и захватывающих квестов.
Творческие летние городские лагеря направлены на развитие талантов школьников. Их организуют на базе специализированных школ искусств, творческих студий или центров детского творчества. Помимо обычных оздоровительных и развлекательных мероприятий, в творческих лагерях дневного пребывания детей ожидают индивидуальные и групповые уроки игры на различных музыкальных инструментах, народных и бальных танцев, художественного творчества либо театрального мастерства.
Туристические летние лагеря. Младших школьников и подростков здесь обучают азам поведения в туристических походам: умениям правильно собирать рюкзак, оборудовать палаточный городок, разводить костер, готовить несложные походные блюда, ориентироваться на местности. Несколько дней смены в лагере дневного пребывания, специализирующемся на детском туризме, могут быть посвящены коротким туристическим походам.
Военно-патриотические лагеря. Программа детских лагерей этого типа объединяет патриотическое воспитание, развитие исторических познаний, спортивные занятия, обучение начальным тактическим навыкам и пейнтболу, умению быть лидером и организатором в команде, нюансам поведения в необычных ситуациях.
Требования к лагерю дневного пребывания
Основные требования к организации летнего лагеря дневного пребывания следующие:
- Традиционные оздоровительные лагеря комплектуют из учащихся одной либо нескольких общеобразовательных школ.Творческие — из учащихся школ искусств, творческих студий и кружков. Спортивные — из членов детских спортивных клубов и секций.
- Коллектив школьников по возрастам подразделяют на отряды. Допустимое количество младших школьников (до 10 лет) в отряде — до 25, старших — не более 30 человек.
- Время работы городского лагеря дневного пребывания разбивают на несколько смен длительностью от 10 до 21 дня.
- Между сменами обязателен перерыв — не менее двух суток. Это время необходимо для тщательной уборки, санобработки помещений и подготовки к следующей смене.
- На должности воспитателей, медработников, тренеров, поваров, охранников в летние лагеря дневного пребывания назначают только лиц с соответствующим образованием.
- Программа работы лагеря осуществляется в соответствии с четким режимом. В начале каждого дня проводится утренняя зарядка. Для младших школьников дневной сон обязателен. Для старших возрастных групп — желателен.
- Программы с ограниченной двигательной активностью (обучающие и творческие занятия, мастер-классы, викторины, олимпиады и подобные) должны чередоваться с прогулками, активным досугом, спортивными конкурсами, подвижными играми.
- Главное условие работы лагеря дневного пребывания, вне зависимости от того, государственное это учреждение либо частное, — наличие документов и согласований из следующего списка.
Санпин пришкольные лагеря
Согласно условиям нормативов СанПиН 2.4.4.2599-10:
- К работе в оздоровительном лагере допускают специалистов, прошедших дополнительную профессиональную подготовку и обязательный санитарно-гигиенический инструктаж с последующей аттестацией.
- Все сотрудники детского лагеря дневного пребывания, независимо от должности, должны иметь медицинские книжки со сведениями о прививках, времени прохождения и результатах медосмотра, отметкой об аттестации.
- На территории лагеря выделяют три обязательные зоны: хозяйственную, спортивную, а также зону развлечений и активного досуга.
- Распорядок дня составляют с учетом максимального нахождения школьников на воздухе в погожие дни. Сотрудники обязаны следить за соблюдением установленного в детском лагере режима дня.
- Занятия с ограниченной двигательной активностью важно грамотно чередовать с подвижными играми, спортивными конкурсами, экскурсиями и прогулками.
- Время активного досуга для младших школьников — не менее 1 часа в день, для старших — не менее 1,5 часов.
- Допустимая длительность развивающих и обучающих занятий в помещении: 35 мин. — для младших школьников (возрастом до 10 лет); 45 мин. — для старших.
- Помещения для занятий, питания и дневного сна оборудуют с учетом санитарно-гигиенических норм. Температура воздуха не может быть ниже 18 ?, влажность важно поддерживать в пределах 45—60%.
- Занятия на воздухе (спортивные тренировки, туристические и краеведческие походы и т. п.) могут длиться до 1,5— 2 часов.
- Водные процедуры для школьников (если в городском лагере есть бассейн) проводят в присутствии и под обязательным контролем воспитателей, вожатых и врача.
- Питание в лагере дневного пребывания (трехразовое — при работе с 8 до 18 часов, двухразовое — при работе с 8 до 14 часов) организуют в соответствии с физиологическими потребностями детей разных возрастов.
Режим дневного лагеря
Воспитатель лагеря дневного пребывания
На должность воспитателей в летние лагеря дневного пребывания назначаются лица с педагогическим образованием. В оздоровительных лагерях, организованных на базе обычных и специализированных школ, воспитателями, как правило, работают учителя начальных и старших классов, в частных — руководители кружков, спортивных секций, творческих студий.
Воспитатель детского лагеря дневного пребывания:
- отвечает за безопасность, здоровье, жизнь школьников в течение всего времени нахождения в лагере;
- следит за соблюдением установленного режима дня, распорядка занятий, активного отдыха, спортивных тренировок и развлекательных мероприятий;
- сопровождает отряд в экскурсионных поездках, туристических походах и других мероприятиях, проводящихся вне лагеря;
- планирует и проводит ежедневную индивидуальную и групповую воспитательную работу со школьниками;
- постоянно взаимодействует с родителями в вопросах воспитания и, при необходимости, коррекции поведения детей;
- участвует в составлении и выполнении воспитательных, развивающих и развлекательных программ;
- координирует работу вожатого, помогает в выполнении программы мероприятий летнего лагеря;
- подчиняется непосредственно начальнику оздоровительного лагеря дневного пребывания.
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Работу оздоровительного лагеря проводят в точном соответствии с программой. Её вместе с распорядком дня обсуждают на педагогическом совете, оформляют в форме Паспорта и согласуют с директором лагеря. Пример оформления Паспорта программы «Город радуги» для первой смены летнего лагеря дневного пребывания: