Для многих учеников десятичные дроби, как и действия с ними, вполне понятны. Но, есть и такие, которым трудно разобраться в данной теме. Чтобы помочь справиться с этой проблемой, учителям и родителям следует объяснить материал пятиклассникам в простой и доступной форме.
Содержание статьи
Понятие десятичной дроби 5 класс
Дроби, в написании которых, используют разделительную запятую, называют десятичными. Их особенность, знаменатель, являющийся степенью числа 10, т.е., это всегда единица с нулями. При чем, сначала пишут целую часть числа, затем — запятую, а после нее пишут дробную часть. Знаменатель нельзя увидеть в обычной форме записи, так как он «спрятан» за знаками после запятой.
Обычно, такие дроби пишут без знаменателя. При этом, отделяется запятой целая часть, а следом за запятой должно стоять такое количество цифр, сколько нулей в обычной дроби.
Деление и умножение на 10; 100; 0,1; 0,01 и т.д. только сдвигает запятую, но не меняет цифры.
Правила сравнения десятичных дробей
Прежде всего, необходимо понимать, что дробь 0,2 и дробь 0,20 друг другу равны. Нули, стоящие в конце десятичной дроби, величины ее не меняют и располагаться будут на координатном луче в одной точке. При сравнивании десятичных дробей, прежде всего сравниваются целые части, они расположены от запятой слева.
Например: 8,57 > 3,87, так как 8 > 3.
В случае, если равны целые части, сравнивают дробные.
На луче координат меньшие десятичные дроби находятся левее, так же, как натуральные числа:
0,2 < 0,4
Округление натуральных чисел 5 класс
Практически каждый день мы используем округление. Например, если от школы до дома расстояние — 602 метра, мы говорим, округляя значение, что это расстояние — 600 метров. Т.е., число 602 мы приблизили к числу 600, что воспринимается легче. Еще один пример — батон хлеба весит 397 грамм, округлив можно сказать, что батон весит 400 грамм.
Округление — это замена числа более приближенным и легким для восприятия.
В результате, при округлении, мы получаем «приближенное» число. Обозначается округление знаком ?, который читается — приближенно равно (приблизительно).
Пример: 604?600; 597?600. Читается — шестьсот четыре приближенно равно шестистам и пятьсот девяносто семь приближенно равно шестистам.
Посмотрим еще примеры:
В примере мы видим округление до тысяч. Обратите внимание, что округление происходит в одном случае в большую сторону, а в другом в меньшую. Все числа после округления заменены на нули.
Правила округления десятичных дробей
Сложение вычитание десятичных дробей примеры
Чтобы найти разность или сумму 2-х чисел, следует выполнить такие действия:
- Запишите в столбик числа, чтобы совпадали соответствующие разряды. Десятичные точки являются главным ориентиром. Не смотря на то, что они отдельным разрядом не являются, они должны находится на одной вертикали.
- Складывайте или вычитайте столбиком полученные дроби, подобно сложению и вычитанию обычных чисел. Между разрядами ставится десятичная точка.
Больше никаких действий предпринимать не надо. Как мы видим, складываются десятичные дроби, так же, как и обычные.
Главное в этих математических действиях — сопоставить правильно разряды слагаемых таким образом, чтобы десятичные точки были расположены друг под другом, на одной вертикале.
Необходимо придерживаться следующих правил:
- Уравнивать после запятой количество знаков нулями.
- Ставить запятые друг под другом.
- При сложении или вычитании не обращать внимание на запятую.
- Ставить запятую под запятыми
- Запятую следует ставить под запятыми, вычитаемых или складываемых дробей.
Умножение и деление десятичных дробей 5 класс
Следует сказать, что эта тема для учеников 5-го класса совсем не сложная. Но, между тем, ученики часто допускают ошибки в правильной постановке запятой. Разберем подробнее, чтобы не допускались подобные ошибки.
При умножении, следуйте простому алгоритму:
- Посчитайте у обоих множителей после запятой количество знаков. Обратите внимание на количество цифр после запятой. Посчитайте сначала значение для одного множителя, затем для другого, после этого сложите.Таким образом, вы получите число «x» — общее количество знаков у 2-х множителей после запятой.
- Далее убираются запятые и перемножаются числа, как целые.
- С конца числа ставится запятая, отсчитав «x» количества знаков.
Рассмотрим небольшой пример:
0,13*0,3 — после запятой количество знаков равно 3-м. Убираем запятые и выполняем умножение
13*3=39
запятую вернем обратно — 0,13*0,3=0,039
Обратите внимание — мы поставили 0, так как не хватило знака для правильной постановки запятой, перед числом. При этом, не пишут нули во множественном количестве, хотя их и можно поставить.
Теперь рассмотрим деление дробей по следующему алгоритму:
- Выберите из 2-х чисел то, которое имеет после запятой больше знаков. Это будет число «m».
- Передвиньте запятую в делителе и делимом вправо, у каждого из них не должно остаться дробных частей.
- Выполняйте деление. Получившийся результат будет ответом, больше запятых не нужно добавлять.
Если, у одного из чисел, не хватает части дробей, чтобы переместить запятую, добавьте нули. Например, если в числе 0,14 передвинуть на три знака, получится число — 140.
Пример деления:
0,14:0,2 — число знаков наибольшее: 2, значит, запятую передвигаем и выполняем деление
1,4:2=0.7
0,14:0,2=0,7
Таким образом, на основе приведенных примеров, можно объяснить пятиклассникам простые математические действия с десятичными дробями.