Детские игры с песком — настоящая палочка-выручалочка для воспитателей и родителей. Играя с песком, дети не только наполняют свой досуг увлекательными занятиями, но и познают мир, переживают непростой период адаптации и просто учатся дружить. Предлагаем вам картотеку самых интересных и познавательных игр с песком для детей дошкольного возраста.
Содержание статьи
Занятие с детьми с песком: цель игра с песком
Гора песка и незамысловатые игрушки создают настоящее поле для познания мира. Песок интересно пересыпать, строить фантастические замки, дороги, прятать в нем клад, а потом дружно искать его. Благодаря податливости песка, у ребенка возникает желание создавать из него миниатюрные частички мира и такой способ помогает гармонично развиваться.
Ребенок своими руками создает из песка что-то ценное и ощущает радость от этого, что дарит ему состояние душевного равновесия. А если добавить в игру с песком любимые фигурки, можно разыграть много жизненных сценок, проработать пережитые неудачи и получить бесценный жизненный опыт.
Более того, вовлечение педагогических занятий в песочницу открывает значительно больше возможностей, а сам процесс обучения дается детям в разы легче.
Педагог ставит ряд целей перед игрой с песком, а именно:
- усилить желание детей экспериментировать и узнавать новое;
- заинтересовать детей и научить их работать самостоятельно;
- улучшить тактильную чувствительность, которая запускает развитие интеллекта;
- снизить уровень психологического напряжения (в младших группах это сокращает период психофизической адаптации);
- простимулировать познавательные функции, это внимание, мышление, умение запоминать, а также речь и мелкая моторика;
- совершенствование сюжетно-ролевых игр и последующее обретение коммуникативных навыков малышей.
Картотека малоподвижных игр в старшей группе: картотека игра с песком
С целью развлечения, а также проведения развивающей и профилактической работы с детьми в старшей группе педагогами могут использоваться несколько типов игр с песком: обучающие, познавательные и проективные (психологическая коррекция).
Данные виды игр предложены в картотеке:
Игры с песком в старшей группе
Кроме игр с песком, упомянутых в картотеке выше, детям в старшей группе будут интересны следующие развивающие игры:
Игры с песком в средней группе
Песочная терапия объединяет детей, создает условия для релаксации и позволяет снизить гипереактивность малышей. Картотека игр с песком для ребят из средней группе содержит игровые сценарии, направленные на развитие тактильной чувствительности, постановки правильной речи и получения навыка усидчивости.
Игры с песком в младшей группе
В младшей группе игры с песком носят познавательный характер. Воспитатель знакомит малышей со свойствами песка, а также с такими понятиями, как «сухой-мокрый», «сыплется-марается» и т. п.
Игры с песком в подготовительной группе
В подготовительной к школе группе игры в песке для детей призваны расширить их кругозор, научить взаимодействовать друг с другом и обрести навык усвоения новой информации.
«Что нового?»
Взрослый рисует любую картинку на песке. Поочереди к песочнице подходят дети и дорисовывают что-то к картинке. Пока одни ребенок рисует, другие держат глаза прикрытыми руками. По команде взрослого дети открывают глаза и угадывают, что изменилось.
«Ассоциации»
Взрослый закапывает в песок карточки с картинками. Дети встают вокруг песочницы. Один ребенок находит две карточки, например, котенок и мячик. Дети придумывают предложения с этими словами. Кто-то придумает последнее предложение, тот и выиграл.
«Чем похожи и чем отличаются?»
Воспитатель прячет в песочнице 10 пар фигурок, например, кот-рысь, аист-лебедь и др. Ребята поочередно находят пару фигурок и объясняют сходство или различие между ними.
«Нарисуй и зачеркни»
Воспитатель поочередно дает задания ребятам, которые они должны выполнить на песке. Это может быть: нарисовать два круга, один ромб, один треугольник, а затем зачеркнуть лишнюю фигуру; начертить четыре круга, один ромб, два треугольника, а затем зачеркнуть вторую по счету фигуру и т.п.
«Сладкоежки»
В песке прячут картинки с нарисованными банками с джемом различной степени наполнения или надкусанные овощи/фрукты и животных. Дети по очереди находят картинки и отвечают на вопросы: «Из какой банки Карлсон съел меньше варенья, из какой больше?», «Кто надкусил яблоко: заяц или гусеница?» и т. д. Дополнительно спрашивают, почему ребенок так решил. После игры закрепляют следы животных: рисуют след зайца, вороны, мышки и предлагает ребенку угадать, где чьи следы.
«Да — нет, говорите»
Воспитатель прячет в песке овощ/фрукт/игрушку и предлагают угадать ребенку предмет по описании. Например, прячут морковь и описывают: это овощ, длинный, растет на грядке, оранжевого цвета и т.п. Ребенок может задавать наводящие вопросы.
«Весёлые раскопки»
Воспитатель заранее собирает из кубиков и фигурок полуразрушенный замок и присыпает песком. Затем дети отправляются на раскопки. Им нужно очень медленно и аккуратно раскопать замок, чтобы не разрушить конструкцию. Для раскопок детям предоставляют лопатки для раскапывания и кисточки для мелких археологических работ. Что именно они раскапывают должно оставаться загадкой, чтобы дети могли фантазировать, например, что откапывают НЛО или заброшенный город.
«Будь внимательным»
Дети ищут спрятанные предметы в песке (буквы, фигурки животных иди героев мультфильмов, цифры и др.), а потом должны назвать лишнее. Например, 1 блок:чашка, тарелка, стакан, солдатик; 2 блок: груша, слива, абрикос, барабан, банан. После обозначения лишнего предмета ребенку предлагают объяснить свой выбор.
«Мое имя»
Воспитатель прячет буквы в песке, из которых состоит имя играющего ребенка. Он должен их откопать и составить свое имя.
«Страна слов»
Воспитатель пишет слово на песке и пропускает одну букву. Ребенку нужно определить, какой буквы недостает, и написать ее палочкой.