Каждый год, в первый осенний месяц, размеренная жизнь жителей города Умань сменяется на слишком шумное веселье. В город общинами съезжаются паломники евреи. Умань, небольшой город Черкасской области, Украина. Город известен не только паломничеством хасидов к могилке цадика. Он привлекает туристов великолепнейшим парком «Софиевка».
Содержание статьи
- Хасиды кто это коротко, религия
- Хасидизм: история развития
- Паломники хасиды: праздник Рош — ха — Шана
- Хасиды и ортодоксы: в чем разница
- Видео: » В чём разница между хасидами и ортодоксами»
- Хасиды фото:
- Хасиды Умань: связь паломничества
- Цадик Нахман
- Еврейский Новый год Умань , почему хасиды встречают Новый год в Умани
Хасиды кто это коротко, религия
Хасиды, это евреи, которые отличаются своим особым отношением к вере. Религия хасидов основывается на классическом иудаизме. Для верующего, важной личностью/авторитетом есть духовный наставник/лидер. Он же цадик/ребе, который выполняет роль посредника между верующим евреем и Богом.
Главное визуальное их отличие-стиль одежды. Белая рубашка/черный низ, брюки часто заправлены в носки, обувь без шнурков, накидка, на голове шляпа, обязательно пейсы, усы. Ребе/учитель обязательно в меховой шапке. Из символики-черный пояс, повязанный вокруг бедер/на уровне сердца.
Хасиды разговаривают в основном на идиш, но в каждом регионе есть свои вкрапления. Большинство хасидов неплохо владеют русским языком, так как развитие хасидизма происходило не только в Европе, но и на территории России. Иврит в основном применяется для молитвы, его редко используют в разговорной речи. На территории РФ хасиды разговаривают на русском. Израиль поощряет изучение русского языка, для возможности общения между поколениями.
Для современного еврея, хасид, это обозначение ярко выраженной веры-ортодоксальности. Религиозное течение верующих евреев называют хасидизмом. Противников хасидизма называют миснагдим, но они в свою очередь выходцы из тех же ортодоксальных сильно верующих иудеев.
Изначально появились хасиды-кабалисты, среди которых были аскеты-одиночки, группы евреев молящиеся ежедневно. Сама же молитва проходила в мистической медитации, с ликованием, песней, в танце с особыми движениями тела. В дни субботы хасиды носили исключительно белые одеяния. День разделялся на три трапезы с алкогольными напитками, время между трапезами занимала молитва. Общины хасидов были незначительными, часто закрытыми. Именно поэтому большого влияния на евреев не производилось.
Хасидизм: история развития
Стремительное развитие хасидизма началось в 1700 годах. Основал его ребе Бешт, который имел свои взгляды на религию. Его учения сильно отличались от классических, было направлены на подрыв правящего клана богатых евреев. Для среднего и бедного класса Бешт стал не только наставником, он заговаривал болезни, изгонял демонов, изготавливал защитные амулеты. Возле ребе сплотилась большая группа сподвижников и последователей хасидизма.
Пояснения концепций, их особенности, главные понятия:
Исходя из выше изложенных концепций, следует, что свои полномочия цадик/ребе передавали по наследству и только по мужской линии, от отца к сыну. В действительности случалось так, что титул ребе переходил к племяннику, зятю, верному ученику. Миру известен цадик-женщина. Ею стала Хання-Рахель Вербермахер.
Еврейский народ имеет особую миссию-избранность. Ее цель-донесении Божественной истины всему человечеству, через веру помочь людям стать ближе к Богу. Для этого Всевышний с еврейским народом заключил Завет, а из инструментов дал ему Заповеди. Завет Всевышнего не отменим и требует высокого уровня ответственности.
Паломники хасиды: праздник Рош — ха — Шана
Паломничество хасидов происходит целыми общинами, вместе с детьми. Не все они приезжают к могилке своего цадика ежегодно, большинство совершают такое путешествие только один раз в своей жизни. Евреи, не имеющие средств на поездку, обращаются к благотворительным фондам Израиля. Им оплачивается дорога, выделяются средства для аренды жилья, выдается паек.
Приезд паломников начинается за неделю до начала Рош-ха-Шана, празднование которого длится два дня подряд. Евреи, имеющие больший достаток, находятся в городе Умань от семи до десяти дней.
Массовый съезд паломников начинается за 4 дня до начала еврейского Нового года. В Украину хасиды прилетают самолетами в аэропорты Одессы и Киева. Затем, автобусами добираются до основного пункта назначения-Умань, ул. Челюскинцев. Где на сформированном пункте КПП, охраняемом полицией, происходит сверка документов. Тут же евреям предлагаются транспортные услуги, поселение по забронированным адресам, поиск жилья для тех, кто его не забронировал.
Цены на аренду перед самым еврейским Новым годом сильно взлетают. Самое дорогостоящее жилье-в пятиэтажных домах возле могилки цадика/синагоги. Частные дома на порядок дешевле. Места наиболее предпочтительные для поселения-улицы Белинского, Кулика, Пушкина, С. Перовской. Удаленное жилье, с более низкой ценой-Новая Умань, Лысая Гора, улица Садовая, Восточная.
Хасиды обходят многоэтажные дома, так как в дни еврейского Нового года им запрещено пользоваться благами цивилизации. Именно поэтому жилье располагаемое на пятом этаже стоит дешевле и не всегда пользуется спросом.
На КПП обязательно присутствуют представители еврейской общины, переводчики, которые сотрудничают с благотворительными фондами Израиля. Они помогают с проверкой документов, благоустройством. Каждый день после прохода КПП хасиды собираются общинами на улице Пушкина.
Паломничество к могилке цадика занимает много времени, маршрут неудобен, проживание слишком дорогостоящее. Сегодня в Умани планируют строительство центра для паломников, в котором будет находиться не только гостиница, но и синагога, разные вспомогательные структуры.
Хасиды и ортодоксы: в чем разница
Хасид переводится как благочестивый, праведный человек, который отличается усердием в соблюдении предписаний иудейской веры.
Ортодоксы, это евреи, которым не известны налоги, они не призываются на службу в армию. Их излюбленное занятие выбивать льготы, используя представительство в Кнессете.
Хасиды напротив, не боятся работы, не оббивают пороги выпрашивая льготы, им не нужна опека государства. Они живут общинами. В одежде предпочитают светлые тона. Им не позволено носить ремни, шнуровать обувь. Хасиды чудаки по внешнему виду, так как в их носки часто заправлены штаны. Такая позиция символизирует удаленность от грязи.
Ортодоксальному еврею ежедневно положено соблюсти 613 правил «Пятикнижия». Эти правила распространяются не только на еду, но и на одежду, обувь, головные уборы и т.д. Одежду шьют по индивидуальному заказу, в одном костюме не сочетают лен с шерстью. Одежда мужчин предпочтительно в черно-белой гамме. Женщине не позволено показывать обнаженные ноги, руки, декольте, носить брюки, слишком обтягивающие наряды.
Ортодокс, означает живущий по истинной Торе. Жизнь ортодокса разделена на аспекты, каждый из которых обязательно соответствует заповедям Торы. Тора изучается ежедневно. Соблюдаются строгие правила шаббата: в субботу никто не работает, обряд обрезания обязателен, молитва трижды на день, соблюдение правил питания, на алкоголь регламент.
Ортодоксы боле консервативны, придерживаются многовековых традиций и обрядов, которые 100% соответствуют первоначальному учению.
Видео: » В чём разница между хасидами и ортодоксами»
Хасиды фото:
мужчины
женщины
дети
Хасиды Умань: связь паломничества
Украинский город Умань привлекает несколько десятков тысяч хасидов. Они все ярые сторонники хасидизма. Каждый из них просто обязан хотя бы один раз преклонить голову у могилки цадика Нахмана. Хасидизм-означает праведность, считается религиозным ответвлением в иудаизме. Само религиозное движение зародилось еще в 17 веке на территории Польши. Оно быстро развивалось и распространилось на значительную часть Европы, в том числе и Украину.
На территории Украины, основателем этого религиозного движения считается ребе Бешт. Город с которого началось движение по Украине-Меджижбок, сейчас территория Хмельницкой области. Бешт привнес некоторые корректировки в хасидизм. В его учении превыше всего был религиозный экстаз нежели стихи Талмуда. Неграмотность наставника и его учения пришлась по душе местным хасидам. Приверженцев нового течения стало в разы больше чем классических иудеев.
Цадик Нахман
Новая религия отвергала синагогу и проведение ранее принятых ритуалов. Из-за того, что в учении не было единства, хасиды разбились на несколько групп со своими взглядами на веру. Ребе отводилась роль посредников между простыми иудеями и Богом. Ребе-цадиком стал Нахман, родом из Брацлава. Он же основатель брацлавского хасидизма. Нахман унаследовал от своего деда Бешта титул и стал продолжателем этого религиозного движения.
Нахман родился и проживал в том же городке. Прежде чем стать ребе, ему нужно было долго и трепетно молиться. Согласно еврейским традициям, мальчику, достигшему совершеннолетия, необходимо было жениться. Женитьба у евреев, это сделка, свадьба по договоренности между родителями жениха и невесты. К четырнадцати годам Нахман уже был женат на дочери очень состоятельно пана, землевладельца из города Гусятин. После кончины тестя, молодая семья благополучно перебралась в городок Медведовка, где Нахман принял сан цадика.
После принятия сана, Нахман стал серьезно относиться к религии, проповедовать свое видение и идеи. Местным евреям пришлись по душе проповеди молодого цадика. К двадцати годам он стал учителем-ребе. Учения молодого учителя ребе произносились вперемешку с танцами, песнями, походили больше на веселье, чем на молитву. В своих наставлениях Нахман рекомендовал отступить от зубрения глав Торы, больше молиться сердцем, используя при этом идиш, а не иврит, как этого требует классический иудаизм.
Несмотря на то, что последователей у цадика было много, жил он очень скромно, не имея каких-либо сбережений. После посещения Израиля, стал изучать Каббалу. Вернувшись в Украину, переехал с семьей в Немиров, где продолжил проповедовать.
По долгу своей службы перед Богом, побывал в Умани. Посетил еврейское кладбище, на котором были захоронены жертвы еврейских погромов времен Колиивщины. Нахман так проникся духом, что возжелал быть похороненным рядом с ними. Последние годы семьи были довольно сложными. От туберкулеза умерли его два сына, чуть позже жена. Дом семьи сгорел, из-за чего Нахман переехал в Умань.
Свою последнюю проповедь он посвятил Новому году, который согласно иудейскому календарю приходится на сентябрь месяц. Спустя месяц Нахман скончался и был захоронен рядом с жертвами еврейских погромов.
Еврейский Новый год Умань , почему хасиды встречают Новый год в Умани
В своей последней проповеди Нахман завещал всем ученикам и будущим последователям навещать его могилку.
Хасиды считают, что встреча Нового года рядом с могилкой великого учителя принесет им удачу и счастье. Именно поэтому, они беспрекословно выполняют наставления учителя, каждый год едут в Умань, на встречу будущему.
Еще в советские времена кладбище было отдано под огороды. Уцелела только могилка цадика. Синагога была разрушена, хасидов преследовали, репрессировали. Многие эмигрировали.
Первые паломники прибыли в Украину спустя несколько десятков лет, в 1988 году. И только с 1991 года движение стало возрождаться. В Умань для празднования иудейского Нового года стали съезжаться тысячи паломников со всего мира. Уже в 1994 году международным брацлавским центром хасидов была отстроена одна из крупнейших синагог, гостиница, миква.
PS: Еврейский народ- очень верующий. Он придерживается многовековых религиозных традиций. Паломничество для хасидов важная миссия. Для каждого хасида важно хотя бы один раз в своей жизни отдать дань на могилке цадика. Они верят, что в побывав возле нее в Новогоднюю ночь, обретут везение, удачу, станут счастливее.