В историю литературы А. С. Грибоедов вошел прежде всего как создатель первой русской реалистической комедии. Произведение «Горе от ума», написанное в стихотворной форме, объединяет элементы классицизма, романтизма и поистине новаторского для начала XIX столетия реализма.
Содержание статьи
Очень краткое содержание Грибоедова Горе от ума
После трехлетнего заграничного путешествия в Москву возвращается молодой помещик Александр Чацкий. Не заезжая в родительский дом, главный герой пьесы отправляется к Софии Фамусовой, которую горячо любит. Несмотря на долгую разлуку Чацкий уверен: девушка испытывает к нему такие же сильные чувства. Однако же София встречает его холодно и отстраненно.
Возможно, главная героиня комедии обижена на Александра за то, что он так надолго уехал и не давал о себе знать; возможно, она не воспринимает всерьез давний юношеский флирт… К тому же повзрослевшая София страстно влюблена в секретаря отца — Алексея Молчалина — и даже не догадывается, что любовь ее не взаимна.
Тихий, покорный, услужливый, не блистающий умом Алексей тайно проводит в комнате Софии ночи. Однако занятия молодых людей вполне невинны: они разговаривают, читают, музицируют. Молчалин равнодушен к главной героине, но боится разочаровать дочь Фамусова, от которого зависит его пусть неспешное, но беспроблемное продвижение по службе. Предмет обожания Алексея — служанка Софии, Лизонька.
Чацкий пока не догадывается, к кому питает нежные чувства София. В разговоре с Павлом Афанасьевичем, отцом девушки, он сообщает, что хотел бы жениться на Софии. Однако Фамусов намекает на то, что Александр небогат и предлагает ему «не блажить», а проявить себя в службе. Отец главной героини мечтает о более выгодной партии для нее. Он не спешит, но и совсем не против выдать Софию за полковника Скалозуба, туповатого и весьма ограниченного, но «метящего» в генералы.
Раздосадованный Чацкий ведет дальнейшую беседу с отцом возлюбленной довольно дерзко и саркастично, высмеивая его взгляды на образование, воспитание, отношение к службе и жизни в целом. Познакомившись со Скалозубом, Александр (несмотря на уговоры Павла Афанасьевича быть сдержаннее) продолжает сыпать колкостями и насмешками уже в адрес полковника, чем раздражает Фамусова и приводит его в ярость.
София невольно выдает свою тайную привязанность к секретарю отца. Из окна она видит, как Алексей упал с лошади. Не в силах справиться с волнением главная героиня лишается чувств. Чацкий наконец-то понимает, кому принадлежит сердце любимой.
Все обошлось, Молчалин серьезно не пострадал. Вместо того, чтобы отнестись к переживаниям Софии с нежностью и благодарностью, Алексей начинает уговаривать ее быть осмотрительнее в проявлении чувств. Чацкий всегда считал секретаря Фамусова туповатым, никчемным и жалким, не воспринимал его всерьез. Он не может поверить, что София влюблена именно в Молчалина.
Александр решает поговорить с девушкой откровенно. Она отвечает уклончиво, но в конце концов дает понять, что действительно неравнодушна к Молчалину, а Скалозуб — герой не ее романа. Девушке нравится, что Алексей вежлив, рассудителен, покорен, всегда готов услужить ей и отцу. Чацкого же она в этом диалоге впервые называет смешным и дерзким.
Вечером того же дня Фамусов устраивает прием. Приходит и Чацкий. Он продолжает вести себя так же непримиримо, раздраженно и вызывающе. Для каждого из присутствующих у героя находится колкая фраза, насмешка или сарказм. Гости возмущены: Чацкий выходит за рамки приличий. А что есть приличия в понимании московского света? Лесть, жеманство, лицемерие, пустые «дельные» беседы, стремление угождать сильным мира сего, словом, вести себя «удобно».
В беседе с одним из гостей София словно невзначай называет Александра сумасшедшим. Ее слова очень быстро распространяются среди присутствующих. Недоумение и недовольство аристократического общества манерами Чацкого постепенно сменяются враждебностью, презрением, брезгливой снисходительностью к умалишенному. Герой оказывается одиноким: преданным девушкой, которую он искренне любит, и решительно отвергнутым обществом.
После приема Александр прячется за колонной и слышит пылкие признания в любви Молчалина Лизе. Свидетельницей разговора становится и София. Между героями начинается довольно бурное выяснение отношений.
На шум выходит Фамусов. В ярости он обещает сослать дочь в провинцию. Чацкий узнает, что его объявили выжившим из ума именно по вине Софии. Разочарованный и оскорбленный главный герой без долгих раздумий покидает Москву.
Горе от ума жанр произведения
Произведение «Горе от ума» написано в жанре сатирической, или комедийной, пьесы в стихах. Это особый вид драмы, в котором и повествование, и большинство персонажей, и их насыщенные афоризмами диалоги — проникнуты комическим. С помощью искрометного, юмора, сарказма и тонкой иронии, автор талантливо осмеивает необразованность, косность, лицемерие, приспособленчество, а также весьма размытые нравственные устои московского света.
Грибоедовым четко соблюдены каноны классического «триединства» в пьесе:
- Единство места. Все четыре действия знаменитой комедии происходят в одном и том же месте — в имении Павла Афанасьевича Фамусова.
- Единство времени. Всё описанное в пьесе: и приезд Чацкого, и его конфликт с Фамусовым, и выяснения отношений с Софией, и скандальный прием, на котором главного героя признают умалишенным — случается на протяжении всего одного дня.
- Единство действия. Действия разворачиваются последовательно, постепенно. По мере их развития подробнее раскрываются, обогащаются характеры главных героев. Все что происходит либо происходило вне дома Фамусова, лишь кратко упоминается в дополнение к основным событиям. Обе сюжетные линии: любовная коллизия и столкновение взглядов веков «нынешнего» и «минувшего» — мастерски сплетены автором в единое повествование.
Вопреки тому, что сам Грибоедов позиционировал «Горе от ума» как комедию, произведение выходит за четкие рамки комедийного жанра. И в процессе развития сюжета, и в финале пьесы присутствует немало трагических, драматических моментов. Современное литературоведение уверенно относит знаменитую книгу к жанру высокой комедии — комедии с элементами драмы.
Идея Горе от ума
Горе от ума главная мысль
Горе от ума главные герои характеристика
Чацкий — единственный из персонажей пьесы, которого можно было бы назвать положительным. Честный, прямолинейный, свободомыслящий, бескомпромиссный, в косном московском обществе он оказывается гонимым, одиноким. Свету легче и удобнее счесть Александра умалишенным, чем всерьез прислушаться к его смелым, порой весьма резким и острым суждениям. Отвержен главный герой и любимой Софией, которая предпочла ему не слишком умного, трусливого, но покладистого Молчалина.
София. Героиня весьма умна, образованна, наблюдательна. Пожалуй, только она одна способна парировать колкие высказывания Чацкого столь же резко и остроумно. Однако позитивные качества Софии деформированы средой воспитания, и увлеченностью девушки сентиментальными романами. Реальному взгляду на мир со всеми его сложностями героиня предпочитает затуманивающую разум романтическую чувственность.
Фамусов. Олицетворение косного, насквозь фальшивого и показушного московского света. Богатый помещик спустя рукава относится к государственной службе, не задумывается об истинных жизненных ценностях, предпочитая ленивое благополучие и эфемерное признание в обществе. Добиваясь желаемого, Фамусов без зазрения совести пускает в ход лесть, заводит полезные связи, оценивает людей по статусу, а не по поступкам, преклоняется перед власть имущими.
Молчалин. Недалекий, беспринципный, безнравственный, не имеющий гордости, собственного мнения и представления о чести и достоинстве. Ради продвижения по службе готов на фальшивые отношения, подлость и предательство. Тихий, покорный, беспрекословный — всё в угоду Фамусову, от которого зависит карьера и пусть скучная и однообразная, но беспечная жизнь.
Чему учит Горе от ума
Осмеивая ложь, фальшь, низкие нравы, бессмысленность существования большинства представителей московского дворянства, автор побуждает нас мыслить критически, оценивать людей по делам, а не по чинам и материальному положению, стремиться к благополучию не только для себя и близких, но и для страны. Сочувствуя пылко влюбленному Чацкому и обманутой Молчалиным Софии, мы учимся ответственно относиться к чувствам людей, быть честными в отношениях, не предавать доверия.