Эмпатия сопереживание. Развитие эмпатии. Развитие эмпатии у детей. Как научить детей сопереживать

0

Эмоции являются частью психологического состояния каждой личности. Проявление их по отношению к другим людям называется эмпатией. Будучи достаточно развитым, данное свойство помогает легко налаживать отношения с людьми, их поддерживать.

3

Что такое эмпатия?

Эмпатией называют способность сопереживать эмоциям и чувствам другого человека.

Считается, что она передается с генами и не имеет рационального объяснения.

Способность понимать эмоции другого человека возникает сама по себе, иногда против воли и никак не связана с интеллектом.

В той или иной мере способность воспринимать эмоциональное состояние постороннего человека является профессионально необходимым качеством для тех, кто непосредственно работает с людьми – для продавцов, врачей, чиновников, учителей, психологов и т.д.

5
Согласно принятой классификации существует несколько видов эмпатии:

  • эмоциональная характерна для людей, способных принимать эмоции и переживания других людей, как свои, и подражать им;
  • когнитивная характерна для людей, которые способны воспринимать переживания постороннего человека, сравнивать и анализировать их, пытаясь понять;
  • предиактивная характерна для людей, обладающих способностью предугадывать чувства и реакции визави в той или иной ситуации. Считается, что способность к предиактивной эмпатии лучше всего проявляется во время конфликтов и сор.

Проявляться эмпативное состояние может несколькими формами:

  • сопереживанием, то есть способностью переживать те же эмоции, что и визави;
  • сочувствием, то есть переживать личные чувства по отношению к ситуации оппонента;
  • содействием, то есть способностью помочь визави в любой жизненной ситуации.

9На примере это выглядит так — при способности к сопереживанию, если собеседник эмпата начинает плакать, то у него тоже появляются слезы; при сочувствии, эмпат жалеет собеседника, выражая при этом собственные эмоции, при содействии, он пытается помочь разобраться в ситуации.
Такая особенность психики, как способность к эмпатии, имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы эмпативного понимания заключается в возможности:

  • перспектив профессионального развития;
  • оказания эффективной помощи родным;
  • чувствовать обман;
  • избегать конфликтных ситуаций.

6Способность к эмпативному пониманию имеет и отрицательные стороны, если ее обладатель не умеет использовать ее по назначению и противостоять влиянию оппонентов. В таком случае данная способность приносит эмпату быстрое эмоциональное выгорание, тревожность, моральную боль, повышает вероятность развития у него психических расстройств.
Лишь наличие твердого характера и зрелого ума дает возможность эмпату легко справляться с негативными эмоциями других людей.

Все ли люди обладают эмпатией?

Биологическую основу эмпатии составляет зеркальная нейронная система мозга.

От ее активности зависит наличие и степень эмпатии. Считается, что женщины имеющие детей, обладают более развитой эмпатической восприимчивостью, чем другие люди.
Большую роль на развитость данной способности также оказывает окружающая обстановка и жизненный опыт. Даже при наличии задатков к эмпативному поведению, человек, взрослея, способен утрачивать их, если семья и окружающее общество не способствовали их развитию.

4По степени эмпатийности людей можно разделить на 4 категории.

  1. Не эмпаты – люди, утратившие эмпативную способность, не распознающие эмоциональные сигналы визави.
  2. Обычные эмпаты – люди, обладающие минимальной способностью воспринимать эмоциональные сигналы. К данной категории относится большинство населения. В виду неспособности контролировать поступление эмоциональной информации, они сильно подвержены стрессу, ощущая, как на их плечи наваливаются все проблемы мира. Физически это выражается усталостью, появлением головных болей.
  3. Функциональные эмпаты – люди с развитым эмпатийным восприятием, легко адаптирующиеся к эмоциям посторонних, умеющие контролировать свою способность к сопереживанию.
  4. Профессиональные эмпаты – люди, легко распознающие сложную эмоциональную информацию и умеющие управлять эмоциями — своими и чужими , меняя настроение визави, снимая боль.

16

Методики определения уровней эмпатии

Определить эмпатийный потенциал можно с помощью специальных тестов.

Существует несколько профессиональных методик его определения:

  • «Шкала эмоционального отклика» — опросник, разработанный А. Меграбяном и модифицированный Н. Эпштейном;
  • «Диагностика уровня эмпатии» — опросник, разработанный И. М. Юсуповым;
  • «Диагностика уровня эмпатии» — опросник, разработанный В. Бойко.

Данные методики предлагают ответить на ряд вопросов-утверждений, отметив наиболее подходящий по личному мнению ответ. Затем подсчитав полученные балы, можно узнать, свой уровень эмпатии.

19
Кроме специальных тестов, на наличие эмпатийных способностей указывают несколько факторов.

  1. Способность чувствовать эмоции окружающих людей – фактор, подтверждающий наличие эмпатии. Проверить данную способность легко, достаточно посмотреть на прохожих на улице. Получается ли почувствовать их боль, радость, любовь и другие эмоции. А слиться с ними, отражая их эмоцию?
  2. Появление усталости при пребывании в людных местах. Вызывает ли раздражительность, опустошение и ухудшение настроения нахождение в местах большого скопления людей. Многие эмпаты не выносят длительного пребывания среди толпы, поскольку остро чувствуют эмоции других людей и быстро устают от этого.
  3. Способность чувствовать, когда другой человек лжет.

Высокий уровень эмпатии, хорошо или плохо?

Высокий уровень эмпатии характерен для эмоциональных и восприимчивых людей, способных хорошо чувствовать и понимать окружающих, причем зачастую лучше, чем себя самих. Таких людей немного, но именно они считаются лучшими друзьями, поскольку отличаются преданностью, великодушием, умением прощать. Такие люди общительны, эмоционально отзывчивы, легко знакомятся, любят работать в коллективе. Окружающие ценят их за душевность.
Обладатели высокого уровня эмпатии с интересом относятся к другим, не выносят конфликтов, стараясь всегда найти компромисс. Прислушиваясь к собственной интуиции при оценке ситуации, они редко ошибаются. Они могут быть неаккуратными при выполнении точных или кропотливых работ.

Image of compassionate psychiatrist comforting her crying patient

Средний уровень эмпатии

Средний уровень эмпатии характеризуется способностью к сопереживанию другим людям лишь в некоторые моменты. К данной категории относятся сдержанные, рассудительные и спокойные люди, контролирующие свои чувства, редко проявляющие эмоции и сопереживание. Средний уровень эмпатии свойственен большинству людей.
Люди со средним уровнем эмпатии встречаются чаще всего. Они внимательны в общении, стараясь понять другого, но сами предпочитают отмалчиваться, поскольку уверены, что их не поймут. Смотря фильмы и читая книги, интересуются больше развитием действий, чем переживаниями героев.

1_1

Низкий уровень эмпатии

Низкий или первый уровень эмпатии проявляется слепотой к эмоциям, чувствам, мыслям окружающих. Он характерен для людей с неразвитым чувством сопереживания, зацикленных на себе и своих заботах, не проявляющих интереса к жизни окружающих. Такие люди редко понимают других, испытывают сложности при общении с детьми и пожилыми. Они некомфортно чувствуют себя при знакомстве с новыми людьми, затрудняясь заговаривать первыми, находясь в коллективе, держатся особняком. Их эмоциональные проявления окружающим кажутся непонятными и не логичными. Обладатели низкой эмпатийности предпочитают рациональные решения, точные формулировки, не любят коллективной работы, делая все самостоятельно. Они имеют мало друзей, а те с кем дружат, обычно не отличаются чуткостью.

15

Диагностика уровня эмпатии у дошкольника

Чтобы определить уровень эмпатии дошкольника применяются специально разработанные психологами методики. Например, разработанные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

  1. «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» — методика состоящая из 2 этапов. Она основана на демонстрации ребенку картинок, на которых изображены взрослые и дети, выражающие различные эмоции, а также картинок с изображением их хороших и плохих поступков. Ребенку по очереди показываются картинки с эмоциями, и предлагается описать, что на них изображено, что чувствует, по его мнению, изображенный персонаж и как он об этом догадался. На втором этапе ребенку демонстрируются картинки с изображением хороших/плохих поступков, и так же предлагается описать, что делают персонажи, как они это делают, кому из персонажей хорошо/плохо, как он об этом догадался. Затем производится подсчет верных ответов и определяется наличие эмпатии, а также кого ребенок лучше понимает – сверстников или взрослых.
  2. «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок». Данная методика также включает 2 этапа. Первый этап предполагает разыгрывание группой детей ситуации, понятной им, а затем проведение опроса, что, по их мнению, чувствует каждый персонаж разыгранной ситуации. На втором этапе детям предлагается изображать различные эмоции.

Полученные результаты обрабатываются психологом, и на их сновании, он делает выводы о наличии эмпатии у конкретного ребенка.

18

Развитие эмпатии у детей, как развить эмпатию

Эмпатия у детей проявляется способностью чувствовать проблемы и радости других людей, соответственно на них реагировать. Способность эта развивается по мере из взросления. Воспитание у детей эмпатии происходит, как правило, на личном опыте. Чем больше они осознают свои чувства и принимают их, тех проще им понимать и признавать чувства других людей. Немалую роль в обучении детей эмпатии играет копирование модели поведения взрослых. Наблюдая за тем, как взрослые реагируют на различные проявления чувств, дети учатся выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других.

13
Как действенный метод развития эмпатии, психологи рекомендуют использовать чтение ребенку сказок, а затем обсуждение их с ним. Сказка, воздействуя на ум и чувства ребенка, способствует развитию его восприимчивости, самосознанию, эмоциональности. Вместе со сказочными героями ребенок переживает чувства, которые затем влияют на его психо-эмоциональное состояние и мироощущение. На сказках ребенок учится разграничивать добро и зло.

у детей дошкольного возраста

У дошкольников процесс развития эмпатии происходит происходит поэтапно:

  • в период 0-4 года дети учатся анализировать свои и чужие эмоции, а также предугадывать их. Помогают им в этом игры и общение со взрослыми, даже простой зрительный контакт – это хорошая возможность понять ребенку, что он интересен окружающим. Малыши до 3 лет практически не способны проявлять сопереживание по отношению к окружающим людям, но для них характерно эмоциональное заражение, которое может проявляться, например, плачем, если рядом плачет другой ребенок или смехом, если рядом все хохочут;

little funny boy gives water bottle to girlfriend

  • в возрасте 3-6 лет они учатся сопереживанию, обучаясь эмоционально реагировать на чувства окружающих;
  • 5-6 лет – возраст, когда дошкольники сопереживают видя как окружающие радуются или огорчаются.

11

Развитию способности к сопереживанию у дошкольников помогает собственный положительный опыт, осознание испытываемых чувств и эмоций, а также того, что чувствует другой человек.
Личный пример недаром считается лучшим способом воспитания. Процесс обучения эмпатии проходит естественным путем, если родители сами демонстрируют сочувствие малышу, например, когда он ушибся. Формирование эмпатии не возможно без развития чувств. Психологи рекомендуют развивать их у малышей, а заодно и умение отдавать себе отчет о том, что чувствуешь. Развитию эмпатии у ребенка способствует привычка взрослых делиться с ним своими чувствами и эмоциями, а также обсуждать чувства других. Кроме того важно объяснить ребенку как необходимо выражать свои чувства и почему это имеет большое значение.
Хорошим способом развить эмпатию и внимание к окружающему миру у дошкольника является чтение ему сказок. Именно сказки позволят ребенку понять, что чувствует персонаж в тот или иной момент, когда он сердится, удивляется, радуется и т.д.

у младших школьников

По мере взросления, количество объектов, в отношении которых дети испытывают сопереживание, увеличивается. Кроме того в это время они переживают переход от сопереживания к сочувствию. Испытываемые ими чувства становятся более глубокими, устойчивыми и осознанными. В этом возрасте они начинают сочувствовать и сопереживать другим людям.
В 7-11 лет эмпатийность у детей проявляется дефференцированно. Больше всего сочувствия младшие школьники проявляют к пожилым людям, чуть меньше к своим сверстникам и еще меньше к животным. По-прежнему на развитие их эмпатийных способностей значительное влияние продолжает оказывать семья. В этом возрасте повысить эмпатийное восприятие позволят игры и обычное общение. Психологи рекомендую взрослым во время повседневного общения с ребенком, чаще рассказывать ему о своих эмоциях и переживаниях, а также просить его описать свои чувства и чувства других людей в отношении той или иной ситуации. Полезным будет игра с ребенком в угадывание настроения прохожих, а также обсуждение ситуаций на уровне эмоций: кто какие чувства испытывал.

12

у подростков

Подростковый возраст – сложный и противоречивый период, поскольку находясь в нем, дети глубже начинают переживать происходящие вокруг них события.

Развитие эмпатии у подростков оказывает влияние на их взаимодействие с окружающим миром:

  • способствуя развитию коммуникативных навыков;
  • снижая вероятность отклонений от общепринятых норм поведения;
  • повышая чуткость восприятия происходящего вокруг.

Способность к эмпатийному восприятию возрастает у подростков по мере накопления ими жизненного опыта. В связи с этим подростковый период определяется, как чувствительный и восприимчивый для развития эмпатийных способностей. Для определения уровня подростковой эмпатии психологами используются методики В.Бойко, И.Юсупова и А.Меграбяна и Н.Эпштейна.
Основную роль в развитии эмпатии в подростковый период начинают играть новые знакомства и общение со сверстниками. Тем не менее, психологи отмечают, что взаимосвязь с членами семьи, животными, а также особенная эмоциональная близость с матерью также оказывает влияние на развитие эмпатии у подростков. Замечено, что в подростковом возрасте дети меньше испытывают сопереживание по отношению к другому индивидууму, для них более характерным становится проявление эмпатии в виде сочувствия.
Для развития эмпатийных способностей, подросткам полезно будет принимать участие в специальных психологических тренингах и программах, направленных на развитие эмпатии.

21

 Какие специалисты занимаются эмпатией?

Изучением эмпатии, как явления, профессионально занимаются психологи, психоаналитики, психотерапевты, нейропсихологи. Обратившись к данным специалистам, можно не только пройти тестирование и определить свой уровень эипатии, но и получить профессиональную консультации по ее развитию.

17
Эмпатия – важнейшее явление в человеческом обществе, поскольку оказывает влияние на формирование личности и ее взаимодействие с окружающим миром. Она способствует коммуникации между людьми и является залогом высокого эмоционального интеллекта, профессионального и личного успеха.

Об Авторе

Оставить комментарий