Синтаксический разбор простого и сложного предложения 5 класс, 6 7: разбор предложения правила и примеры

0

Будет ли достаточно ученику владеть богатым резервом слов, чтобы полноценно общаться с людьми вокруг вас? Конечно же, это не так! Дело в том, что просто слова не являются самодостаточными, поэтому не могут полноценно передать эмоции и чувства детской речи, а также выразить душевные переживания. Кроме того, владея лишь словами невозможно строить предложения грамотно, корректно расставляя знаки препинания. Чтобы слова начали отображать реальный эмоциональный фон и правильно выстраивались в предложение, их нужно немного организовать, упорядочить согласно правилам. Эту задачу приходится выполнять синтаксису. Но для того, чтобы научится реализовывать правила синтаксиса в повседневной речи, нужно выучить их на «5».

Русский язык тема синтаксический разбор: объяснить своими понятными словами

en

Синтаксис открывает перед учениками двери в мир строения каждого словосочетания, отдельного предложения и текста в целом. Углубленное изучение взаимосвязей между словами, определение членов предложения и частей речи, к которым они принадлежат, а также правил расставленные задействованных знаков препинания принято называть синтаксическим разбором. Поэтому уже с первых годов учебы такой анализ применяется для закрепления и проверки умений определять части речи, наглядно выстраивать варианты связи в имеющихся словосочетаниях, а также называть главные и, конечно же, второстепенные члены.

Многие школьники теряются, когда учитель ставит перед ними задачу сделать синтаксический разбор. Одни пытаются хаотично применить все знания о типах предложений и частях речи, другие — и вовсе пробуют делать синтаксический анализ отдельных слов. В такой способ сделать правильный разбор точно не удастся.

Чтобы ученик сумел сделать задание, ему нужно придерживаться четкой последовательности разбора,каждый следующий пункт которого вытекает из предыдущего.

Анализ любого предложения включает в себя его планомерный разбор  по заданным характеристикам:

1.Первое, что необходимо определить, - это цель высказывания. В зависимости от нее, предложение может быть одного из трех видов.

Это:

  • повествовательное — произносится спокойно, речь идет о ком-то или же о чем-то. Ярких эмоциональный всплесков нет, просто обыденное повествование. Например: В лесу поют птицы.
  • вопросительное — актуально, когда в предложении спрашивает, желая получить ответ на поточный вопрос. Например: Когда растает снег?
  • побудительное — в этом случае предложение побуждает к определенному действию, например, это просьба или приказ. Пример: Немедленно отойди от костра!

2.Далее приходиться определить заданный предложению эмоциональный фон.

  • восклицательное — мысль высказывается с ярким эмоциональным окрасом, в предложении всегда случае знак «!» в конце. Например: Как я рад тебя видеть!
  • невосклицательное — в предложении нет сильного проявления чувств, проговаривается оно размеренно. Например: Эта книга мне понравилась.

3.Третий шаг - поиск грамматических основ и их подчеркивание:

  • простые — если предложение простое, основа всегда одна.
понятие простого и сложного предложения

okenvap

  • сложные —  если же мы работаем над сложным предложением, грамматических основ будет две или даже больше, которые будут связаны между собой смысловым посылом. Также в предложении будут присутствовать сочинительные союзы.

5

4. Если определено простое предложение, далее можно найти главные члены и понять какое это предложение:

  • двусоставное — в тексте есть подлежащие в паре со сказуемым. Например: Девочка прыгает на скакалке. («девочка» — подлежащее, «прыгает» — сказуемое).
  • односоставное — в этом случае удается найти только один главный член. Пример: Скоропостижно растаяло («скоропостижно» — обстоятельство, «растаяло» — сказуемое).
понятие об односоставных предложениях

5. Определяем разновидность односоставного предложения. Если выделенный главный член оказался подлежащим в виде именительного падежа, мы имеем дело с назывным типом предложения. Если же предложение глагольное, определяем тип предложения по таблице:

перечислите виды односоставных предложений

a8p9rsh

6. Определяем, присутствуют ли второстепенные члены. В зависимости от результата, предложение будет:

какие предложения являются распространенными а какие нераспространенными

0glsh

7. Выясняем каким является поданное предложение:

полные и неполные предложения примеры

grneap

8. Теперь пришло время рассмотреть осложненность нашего предложения.

  • неосложненное — не содержит вводных или однородных слов, обращений. Пример: Закончилось лето.
  • осложненное — всегда обогащено дополнительными конструкциями и элементами речевого высказывания. Пример: На пороге — лето, тепло, солнце, море. Разораться с этим пунктом разбора поможет таблица:
осложненное и неосложненное предложение 5 класс

nurepa

9. Разбор и подчеркивание членов предложения, обозначение частей речи.

главные и второстепенные члены предложения определение

bknri

основные признаки частей речи

zl57og

10. Остается построить схему на основании предыдущего разбора:

синтаксическая характеристика простого предложения

d65e

Если же на 3 шаге разбора нам попалось сложное предложение, его анализ стартует с общей характеристики, как и в случае с простым предложением. Отличительной чертой разбора будет лишь определение всех грамматических основ и союзов.

Этапы грамматического анализа сложного предложения:

11-oegshl

2pjp

Русский язык синтаксический разбор правило

Правила синтаксического разбора и алгоритм анализа предложения:

  • Определяем и подчеркиваем присутствующие члены.
русский язык как делать синтаксический разбор

2r5g

3og

  • С помощью надписи определяем части речи.
  • Делаем разбор по схеме:

1puen

Синтаксический разбор — плакат с правилами для закрепления знаний:

apgor

Урок 5 класс синтаксический разбор простого предложения

nevpa

В 5 классе ученики приступают к изучению правил проведения синтаксического разбора и алгоритму его проведения. На примерах дети закрепляют ранее полученные знания о частях речи, характеристиках предложений, а также запоминают порядок анализа согласно правилам.

Одним из наиболее эффективных методов подачи информации — это презентация. На примере одной из них мы и рассмотрим особенности синтаксического разбора для пятиклассников.

Начнем с ознакомления с порядком разбора.

1icer

Далее приступим непосредственно к анализу предложения. Примером послужит предложение «Пламя костра затрепетало.». Начнем с обозначения грамматической основы.

2rn

Выделив грамматическую основу, легко узнать вид предложения.

3rnk

Смотрим какое предложение: простое и нет. Подсказкой служит количество грамматический основ.

3rnk

Определяем цель высказывания.

4ensh

Смотрим восклицательное предложение или нет.

5ngk6

Определяем наличие второстепенных членов, а как итог — обозначаем тип предложения.

6ugou

Смотрим на количество главных членов, и уверенно определяем какое у нас предложение: одно- или двусоставное.

7oeo

Остается понять, осложненное ли у нас предложение.

8ug6

В конце делаем характеристику:

9kgl

Пример синтаксического разбора простого предложения

rneup

Для полного понимания темы понадобятся примеры разбора простых предложений. Имея под рукой наглядный образец, намного легче выполнять задания и не совершать банальных ошибок.

trpeshve

0od

Синтаксический разбор сложного предложения 6 класс

pcuevp

В 6 классе к ученикам предъявляются более требований, нежели к пятиклассникам. Поэтому для синтаксического разбора понадобятся лучшие знания и умения, ведь он более сложный и объемный.

Все шестиклассники должны знать и уметь:

1rcer

2reur

Порядок синтаксического разбора в 6 классе осуществляется в такой последовательности:

3ier

Сложные предложения встречаются разных типов, поэтому рассмотрим примеры расхожих сложных предложений:

4pc5ng3

5tuneo

6o8sh

7n

Несмотря на то, что структура сложных предложений имеет отличия, разбор важно делать  строго в соответствие с планом. Лишь тогда удастся полноценно и грамотно подать их характеристику.

Образец синтаксического разбора сложного предложения

rkir

rc36n55

Примеры синтаксического разбора различных сложных предложений:

a-lg6n

Об Авторе

Оставить комментарий