Будет ли достаточно ученику владеть богатым резервом слов, чтобы полноценно общаться с людьми вокруг вас? Конечно же, это не так! Дело в том, что просто слова не являются самодостаточными, поэтому не могут полноценно передать эмоции и чувства детской речи, а также выразить душевные переживания. Кроме того, владея лишь словами невозможно строить предложения грамотно, корректно расставляя знаки препинания. Чтобы слова начали отображать реальный эмоциональный фон и правильно выстраивались в предложение, их нужно немного организовать, упорядочить согласно правилам. Эту задачу приходится выполнять синтаксису. Но для того, чтобы научится реализовывать правила синтаксиса в повседневной речи, нужно выучить их на «5».
Содержание статьи
- Русский язык тема синтаксический разбор: объяснить своими понятными словами
- Русский язык синтаксический разбор правило
- Урок 5 класс синтаксический разбор простого предложения
- Пример синтаксического разбора простого предложения
- Синтаксический разбор сложного предложения 6 класс
- Образец синтаксического разбора сложного предложения
Русский язык тема синтаксический разбор: объяснить своими понятными словами
Синтаксис открывает перед учениками двери в мир строения каждого словосочетания, отдельного предложения и текста в целом. Углубленное изучение взаимосвязей между словами, определение членов предложения и частей речи, к которым они принадлежат, а также правил расставленные задействованных знаков препинания принято называть синтаксическим разбором. Поэтому уже с первых годов учебы такой анализ применяется для закрепления и проверки умений определять части речи, наглядно выстраивать варианты связи в имеющихся словосочетаниях, а также называть главные и, конечно же, второстепенные члены.
Многие школьники теряются, когда учитель ставит перед ними задачу сделать синтаксический разбор. Одни пытаются хаотично применить все знания о типах предложений и частях речи, другие — и вовсе пробуют делать синтаксический анализ отдельных слов. В такой способ сделать правильный разбор точно не удастся.
Чтобы ученик сумел сделать задание, ему нужно придерживаться четкой последовательности разбора,каждый следующий пункт которого вытекает из предыдущего.
Анализ любого предложения включает в себя его планомерный разбор по заданным характеристикам:
1.Первое, что необходимо определить, - это цель высказывания. В зависимости от нее, предложение может быть одного из трех видов.
Это:
- повествовательное — произносится спокойно, речь идет о ком-то или же о чем-то. Ярких эмоциональный всплесков нет, просто обыденное повествование. Например: В лесу поют птицы.
- вопросительное — актуально, когда в предложении спрашивает, желая получить ответ на поточный вопрос. Например: Когда растает снег?
- побудительное — в этом случае предложение побуждает к определенному действию, например, это просьба или приказ. Пример: Немедленно отойди от костра!
2.Далее приходиться определить заданный предложению эмоциональный фон.
- восклицательное — мысль высказывается с ярким эмоциональным окрасом, в предложении всегда случае знак «!» в конце. Например: Как я рад тебя видеть!
- невосклицательное — в предложении нет сильного проявления чувств, проговаривается оно размеренно. Например: Эта книга мне понравилась.
3.Третий шаг - поиск грамматических основ и их подчеркивание:
- простые — если предложение простое, основа всегда одна.
понятие простого и сложного предложения
- сложные — если же мы работаем над сложным предложением, грамматических основ будет две или даже больше, которые будут связаны между собой смысловым посылом. Также в предложении будут присутствовать сочинительные союзы.
4. Если определено простое предложение, далее можно найти главные члены и понять какое это предложение:
- двусоставное — в тексте есть подлежащие в паре со сказуемым. Например: Девочка прыгает на скакалке. («девочка» — подлежащее, «прыгает» — сказуемое).
- односоставное — в этом случае удается найти только один главный член. Пример: Скоропостижно растаяло («скоропостижно» — обстоятельство, «растаяло» — сказуемое).
понятие об односоставных предложениях
5. Определяем разновидность односоставного предложения. Если выделенный главный член оказался подлежащим в виде именительного падежа, мы имеем дело с назывным типом предложения. Если же предложение глагольное, определяем тип предложения по таблице:
перечислите виды односоставных предложений
6. Определяем, присутствуют ли второстепенные члены. В зависимости от результата, предложение будет:
какие предложения являются распространенными а какие нераспространенными
7. Выясняем каким является поданное предложение:
полные и неполные предложения примеры
8. Теперь пришло время рассмотреть осложненность нашего предложения.
- неосложненное — не содержит вводных или однородных слов, обращений. Пример: Закончилось лето.
- осложненное — всегда обогащено дополнительными конструкциями и элементами речевого высказывания. Пример: На пороге — лето, тепло, солнце, море. Разораться с этим пунктом разбора поможет таблица:
осложненное и неосложненное предложение 5 класс
9. Разбор и подчеркивание членов предложения, обозначение частей речи.
главные и второстепенные члены предложения определение
основные признаки частей речи
10. Остается построить схему на основании предыдущего разбора:
синтаксическая характеристика простого предложения
Если же на 3 шаге разбора нам попалось сложное предложение, его анализ стартует с общей характеристики, как и в случае с простым предложением. Отличительной чертой разбора будет лишь определение всех грамматических основ и союзов.
Этапы грамматического анализа сложного предложения:
Русский язык синтаксический разбор правило
Правила синтаксического разбора и алгоритм анализа предложения:
- Определяем и подчеркиваем присутствующие члены.
русский язык как делать синтаксический разбор
- С помощью надписи определяем части речи.
- Делаем разбор по схеме:
Синтаксический разбор — плакат с правилами для закрепления знаний:
Урок 5 класс синтаксический разбор простого предложения
В 5 классе ученики приступают к изучению правил проведения синтаксического разбора и алгоритму его проведения. На примерах дети закрепляют ранее полученные знания о частях речи, характеристиках предложений, а также запоминают порядок анализа согласно правилам.
Одним из наиболее эффективных методов подачи информации — это презентация. На примере одной из них мы и рассмотрим особенности синтаксического разбора для пятиклассников.
Начнем с ознакомления с порядком разбора.
Далее приступим непосредственно к анализу предложения. Примером послужит предложение «Пламя костра затрепетало.». Начнем с обозначения грамматической основы.
Выделив грамматическую основу, легко узнать вид предложения.
Смотрим какое предложение: простое и нет. Подсказкой служит количество грамматический основ.
Определяем цель высказывания.
Смотрим восклицательное предложение или нет.
Определяем наличие второстепенных членов, а как итог — обозначаем тип предложения.
Смотрим на количество главных членов, и уверенно определяем какое у нас предложение: одно- или двусоставное.
Остается понять, осложненное ли у нас предложение.
В конце делаем характеристику:
Пример синтаксического разбора простого предложения
Для полного понимания темы понадобятся примеры разбора простых предложений. Имея под рукой наглядный образец, намного легче выполнять задания и не совершать банальных ошибок.
Синтаксический разбор сложного предложения 6 класс
В 6 классе к ученикам предъявляются более требований, нежели к пятиклассникам. Поэтому для синтаксического разбора понадобятся лучшие знания и умения, ведь он более сложный и объемный.
Все шестиклассники должны знать и уметь:
Порядок синтаксического разбора в 6 классе осуществляется в такой последовательности:
Сложные предложения встречаются разных типов, поэтому рассмотрим примеры расхожих сложных предложений:
Несмотря на то, что структура сложных предложений имеет отличия, разбор важно делать строго в соответствие с планом. Лишь тогда удастся полноценно и грамотно подать их характеристику.
Образец синтаксического разбора сложного предложения
Примеры синтаксического разбора различных сложных предложений: