Чтобы детей научить доброму отношению к старшим людям, к инвалидам, к животным и совершать хорошие поступки, в школах есть такая практика, проводить специальные уроки — Уроки доброты. На примерах реальных людей, которые родились особенными, т.е., с каким-либо дефектом здоровья, ребята начинают понимать, что инвалиды достойны уважения. Так же, помогает сформировать доброе отношение к людям игровая форма урока на эту тему.
Содержание статьи
Урок доброты в начальной школе
Уроки доброты необычные, они не требуют определенных знаний в области наук. Главная цель, которую ставит учитель, это научить ребят открывать свое сердце доброте, развить собственную самооценку, побудить совершать хорошие поступки.
Для урока понадобятся:
пословицы на тему добро
плакат с пословицами о добре
добро афоризмы цитаты
плакат с цитатами о добре
А так же:
- весы с двумя чашами;
- мелкие игрушки сказочных положительных героев;
- слова, написанные на листочках: зло, например: жадность, зависть, зло, предательство.
- толстая тетрадь;
- вырезанные из бумаги солнце, небо, птицы, деревья и пр.;
- лист ватмана.
- картинки, изображающие сказочных героев, добрых и злых.
Один из детей переодевается изображает старуху Шапокляк.
Вступительный этап урока
Сегодня мы проводим необычный урок, его тема — доброта. Вы все часто слышали это слова, но хорошо ли вы понимаете, что оно означает? Давайте поразмышляем на эту тему.
вопросы на тему доброта
- Итак, добро, что это такое?
- Вы где-нибудь с ним встречались?
- Если да, приведите примеры.
- А что вы можете сказать про зло?
- Кто сталкивался с ним и в каких обстоятельствах?
Ну а теперь мы отправимся вы путешествие в необычную страну — страну Доброты. Главный здесь кот Леопольд, вы помните его любимую фразу? (Дети отвечают: Давайте жить дружно). А хорошо ли это жить дружно? Это хорошее дело, доброе? (Дети отвечают). В городе произошла одна история, сейчас я вам ее расскажу.
Дело было зимой и на улице было скользко. Шли из школы ученик Петя и ученица Таня, а впереди них — старушка. Шла она шла, поскользнулась и упала.
— Подержи мой портфель! – сказал Петя, отдал его Тане и побежал помочь старушке.
После того, как он вернулся, Таня его спросила:
— А это кто, твоя бабушка7
— Нет,- Ответил Петя.
— Ну тогда, наверно, мама?- Таня удивилась.
— Да нет же!
— Ну значит тетя или знакомая!
— Нет! (Петя улыбнулся) Старушка просто!
Обсуждение
- Как вы думаете, такая история могла бы произойти с вами?
- Что вы думаете по поводу этого случая?
- Чему он вас научил?
Теперь прочитаем пословицу: Доброе слово человеку, как дождь в засуху». Объясните ее смысл. Назовите добрые слова.
- А вы знаете, что дела тоже должны быть добрыми? Пословица гласит: Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Ребята, а трудно ли быть добрым человеком? (Дети отвечают). Конечно нет, но для этого необходимо, чтобы и сердце и душа были добрыми.
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение (учитель читает стихотворение «Вовка добрая душа» Агнии Барто).
- А вы знаете стихи про доброту?
Один из учащихся читает отрывок из стихотворения Н. Тулуповой «Доброта».
Сценка
Шапокляк : Что здесь происходит? Почему меня не пригласили на разговор? Ну сейчас я вам покажу! Позову-ка я Крыску, это моя подружка, она вас будет пугать! (смеется).
Учитель: Не надо пугать ребят, иди к нам.
Шапокляк: Ну хорошо! Я навырезала картинок из книжек, но они у меня все рассыпались и перепутались. На них изображены разные герои — хорошие и плохие. Я буду вам показывать по одной, а вы мне говорить кто изображен, хороший или плохой герой.
игра добрый злой
Шапокляк: Вот уважили, ну спасибо! А теперь мне домой пора, а то дел у меня очень много.
Учитель: Ребята, ответьте мне, чего на свете больше добра или зла? Давайте узнаем с помощью весов, на одной чаше мы будем складывать зло, а на другой добро.
Дети кладут на одну сторону весов таблички с надписями, обозначающими зло, а на другую — мелкие игрушки сказочных положительных героев. Весы должны перевеситься на сторону добра.
Учитель: Теперь мы знаем, что добро всегда побеждает зло. Один мудрец говорил, что жизнь прожита не зря тем человеком, который посадил дерево, построил дом, вырастил ребенка. Давайте попробуем сделать хорошее дело все вместе.
На ватман дети наклеивают: цветы, солнце, облака, деревья, дома, зверей, птиц.
Учитель: Замечательная картина у нас получилась, как мы ее назовем? О чем вы думаете, глядя на нее?
Заключительная часть
Учитель: Ребята, впереди у вас большая жизнь, на своем жизненном пути вы можете сделать много добрых дел, преобразить нашу Землю, но сначала каждый из вас должен стать настоящим человеком. А что это значит, кто ответит? Правильно — быть смелым, добрым, отзывчивым, вежливым. Нужно спешить делать добро. Теперь мы будем все добрые дела записывать в тетрадь, мы так ее и назовем — Книга добрых дел. Вы поймете, что делать добрые дела, это здорово. Я просила вас нарисовать к уроку рисунки с изображением добрых дел, они станут первыми листами в нашей книге.
Уроки доброты инвалиды
Целью урока является формирование у детей уважительного отношения к инвалидам, способности помогать людям с ограниченными возможностями, пониманию их проблем.
Что понадобится: повязка для глаз, боксерские перчатки, карандаши, объемные буквы из детской азбуки, листочки бумаги, ножницы.
Ход урока
Учитель: Давайте послушаем произведение одного известного композитора. (Дети слушают «К Элизе» Людвига Бетховена). Вы узнали, что это за музыка? Кто ее написал? Какое впечатление она на вас произвела?
Кто знает, какой особенностью композитор обладал? (Был глухим).
Теперь предлагаю вам послушать стихи одной девушки, ее имя — Соня Шаталова.
Расскажите о своих впечатлениях, кто знает чем Соня отличается от других поэтов? У Сони есть такая болезнь, которая называется аутизм, она ею страдает с раннего детства.
Теперь давайте посмотрим на картины.
Произвели ли они на вас впечатление? Вы знаете автора картин? Это Элисон Лаппер, она родилась без рук.
Вопросы:
- Как вы думаете, что этих всех людей объединяет? (недуг).
- Что это за люди, охарактеризуйте их (особенные, талантливые, ничего не боятся, имеют цель в жизни).
- Эти люди ограниченные или нет (у них есть только ограничения в здоровье).
- Как их называют в нашей стране? (инвалиды).
- Что означает это слово?
Происхождение слова — латинская отрицательная приставка «in» и слово ценный — «valido». Буквальный перевод — не имеющий ценности.
Как вы думаете, стоит ли таким словом называть людей с ограниченными возможностями? До нашего урока я просила вас ответить на несколько вопросов, один из них — что означает слово «толерантность»? Многие из вас знают ответ на этот вопрос.
составляющие толерантности
Это значит неравнодушие!
Так объясняется значение слова в разных языках:
16 ноября мы отмечаем День толерантности. Как вы думаете, что означает воспринимать человека какой он есть? ( быть с ним на равных).
Вот что сказал Эйнштейн:
Вы согласны с этим? А теперь давайте посмотрим мультфильм про аутистов.
Игра «Побудь на моем месте»
- Один из учеников в боксерских перчатках пытается нарисовать что-нибудь.
- Другой ученик одной рукой вырезает из бумаги квадрат.
- Третий читает на ощупь с завязанными глазами выложенное из детской азбуки слово.
- Четвертый с затычками в ушах внимательно прислушивается, что ему говорят.
А теперь я прошу вас написать впечатление от урока, вы можете выразить свое мнение или пожелание. Ваши листочки мы повесим на доску.
Так же, прошу вас ответить на вопросы анкеты:
Знаете ли Вы, что такое толерантность?
- Знаю, это…
- Не знаю.
- Слышал что-то.
Какого ваше отношение к человеку, который имеет ограничения по здоровью? (это инвалид, человек, который имеет нарушения психического, интеллектуального плана и т.д.).
- Так же, как и к другим.
- Отрицательно.
- Мне их жалко.
- Все равно.
Хотели бы вы узнать о людях с ограниченными возможности и их жизни больше?
- Да.
- Нет.
- Все равно.
Сказки которые учат добру
Абхазская сказка «Ласточка и вдова»
Японская сказка «Жадный и добрый»